Традиционная семья в современном Туркменистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Содержание

Введение
Традиционная семья в современном Туркменистане….………………………………..3
Восточное гостеприимство…………..………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………..………10
Список литература…………………………………………………..………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

семейное воспитание.docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

                              Восточное гостеприимство

На Востоке бедный путник или богатый гость, независимо от возраста, пола и национальности, всегда найдет доброго хозяина, который его приютит, угостит горячим чаем, накормит лучшим из того, что есть, и положит ночевать на самое удобное место. Если странник потерялся, ему обязательно укажут путь, напоив чаем. Читая дневники путешественников прошлых веков, часто можно встретить такие слова: «…В какой бы дом мы не заходили, там нам были рады и угощали чаем». Не отличаются отзывы и нынешних туристов, путешествующих автостопом по Средней Азии: «Там, где мы остановились, была большая многодетная семья. Было видно, что еда у них не изобилует и места ночлега не королевские. Но несмотря на то что о нас они знали только, что нам негде переночевать, нас накормили лучшей едой и положили на лучше места, пусть даже и на полу на мягких матрасах (курпачах), но Восток есть Восток». Цитаты приведены из реальных источников. Считается, что каждый человек приходит в дом по воле Аллаха. Угадать, добр незнакомец или нет, невозможно, поэтому следует принять каждого, дабы не прогневать тем самым Аллаха. В Узбекистане люди верят, что нужно любого гостя пускать в дом и всячески показывать свое гостеприимство, потому что в облике незнакомца к человеку может постучаться сам Аллах. Немифическим примером благого восточного гостеприимства были годы Великой Отечественной войны, когда семьи Средней Азии брали к себе совсем незнакомых людей, просто тех, кому нужна была помощь, и делили с ними последний кусок хлеба. Но эти правила гостеприимства были зарождены в сердцах коренного народа много веков назад и сохранились в современной жизни практически неизменными. Если вы приедете погостить в Среднюю Азию, советуем Вам заранее узнать более подробно о восточном гостеприимстве, которое отличается особым теплом и добром. Это не только расширит Ваш кругозор, но и поможет не задеть чувства коренного народа. Одно из главных правил - обязательно следует здороваться с соседями, особенно если вы встретились в узком пространстве  и встречный человек старше Вас. Если Вы уже знакомы, хотя бы немного, шапочно, то при приветствии следует по интересоваться, как дела, как здоровье, как семья, работа. Но нужно помнить и о том, что эти вопросы будут неуместны, если беседующие разного пола и замужние/женатые, и тем более не стоит проявлять какие-либо черты флирта. При приветствии следует сделать небольшой, еле заметный поклон, кивок головой, при этом приложить руку к груди. Поэтому, если с Вами поздоровался незнакомый Вам человек или ребенок, пробегающий мимо, не удивляйтесь и не напрягайте память, вспоминая, где вы с ним познакомились, просто ответьте добрым приветствием. Отдельной главой в восточном гостеприимстве можно выделить поход в гости или приглашение гостей к себе. Туркменская пословица гласит: «Гость дороже отца» («Принимай гостя лучше, чем собственного отца»). В гости принято идти с гостинцами, гости шумною толпой идут с угощениями, которые, завернутыми в большие скатерти, несут на подносе или в эмалированном тазу. Каждая хозяйка хочет показать свои кулинарные вкусности, и после окончания праздника заполняет ответными гостинцами ту посуду, с которой пришел гость, - пришедший с гостинцами никогда не уйдет с пустыми руками! Постарайтесь в гости не опаздывать и приди к назначенному часу. В большинстве случаев мужчины и женщины собираются раздельно, в разные часы, особенно в знаменательные даты –свадьба , обрезание похороны , либо в разных комнатах, если повод сбора не столь значителен и многолюден. Все застолья начинаются с короткой молитвы, а дальше -бесконечное число сладостей, десятки чайников, горячие блюда и снова фрукты и сладости с чаем! Встают из-за стола с кратким молитвенным благодарением. Подобные совместные застолья - это гораздо больше, чем просто совместное употребление пищи. Это обряд мира и дружбы - отведать хлеба (лепешки) в доме врага, означало, что вражда окончена. Также совместные трапезы - это заключение договоров между семьями (свадьба детей и прочее).Если вас пригласили поесть из одной тарелки (к примеру, большой ляган плова), значит, вас приняли в свой круг, вам доверяют. Люди в таком кругу называются «хам товок» («общее блюдо»). Интересный нюанс существует, к примеру, у узбеков. Если «собрание обедающих» велико, люди группируются по четыре человека и им подают одно большое блюдо. Такое блюдо называется «инок-товок» - «блюдо братства, дружное блюдо» (в разных регионах это название может звучать чуть по-разному).В давние времена считалось, что значимый человек, ученый или священник, прикоснувшись к пище, передаёт свою силу, и если то, что он оставит, доедят дети, то им передастся его сила и благодать. Также свято относились и к обычному гостю - остатки его пищи хозяин должен был доесть. Однако сегодня культурный прогресс полностью искоренил эти поверья. Исключения могут составлять только семьи – старо обрядники. На вопрос: «Где и когда зародилось восточное гостеприимство?» - единогласного и общепризнанного ответа нет. Приверженцы мусульманства скажут, что это было предписано Мухаммедом, и будут правы. Традиции гостеприимства могли пойти от суфиев - в суфизме человеколюбие являлось одной из основополагающих истин.

         Подобная казнь описана в нескольких легендах, к примеру, про крепость Гульдурсун, значит можно предположить, что подобный вид наказаний действительно существовал. Подлинного письменного указа Чингизхана и даже копий о том, что каждый хозяин должен принимать гостя, не сохранилось, а это значит, что это могло быть именно так, но могло и не быть. Попробуем рассудить вместе, «прогулявшись» в историю Средней Азии. Приказ властвующего в большинстве случаев соблюдался беспрекословно - это факт, страх наказания и почитание властителя делали свое дело. Даже существует такая легенда: «Пришли жители к хакиму (что-то вроде мэра в современном понимании) подать платить. Тот с народом побеседовал, заодно и спросил, что, мол, вас беспокоит, всё ли нравится, всем ли довольны. На что те ответили: «Зима нам не нравится, холодная, аж два-три месяца стоит». И взмолились к хакиму: «Напиши такой указ погоде, чтобы она не была холодной». Посмеялся хаким, но просьбу выполнил. И ушли жители, удовлетворенные своим походом. На следующее лето жители жили беззаботно, не делая зимних запасов и не утепляя жилища в зиму. Холода, как им и положено, пришли. Долго люди показывали небу указ, но оно не подчинялось…». Отсюда вывод, что народ в те времена беспрекословно относился к указам и действительно мог послушаться указа о «гостеприимстве» и исполнять его. Но вряд ли этот указ мог иметь место во времена Чингизхана. Задолго до его завоеваний на территории Средней Азии население объединялось в сельские общины, что уже само собой подразумевает, что всё общее и равное. Возможно, корни восточного гостеприимства уходят именно в те давние времена. В последующем появились торговые караваны, одиночные купцы, которые в дороге часто нуждались в ночлеге, воде и пище. Какая из версий является правильной - сейчас это уже не столь важно, достаточно посмотреть в добрые глаза белобородого аксакала или на детвору, которая обязательно с Вами поздоровается. Разве возможно «зародить» доброту по приказу? Самый главный фактор восточного гостеприимства – это воспитание. Здесь за младшего всегда в ответе старший, здесь все дети знают, что к любому, кто старше его хотя бы на несколько лет, нужно обращаться с уважением и на «вы», в том числе и к родителям, а нуждающемуся в помощи - обязательно помочь. Восточное гостеприимство - это, прежде всего, добро и взаимоуважение. И этими золотыми устоями восточного бытия всегда славился коренной народ Средней Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

               Семья в жизни каждого человека играет большую роль. Человек, который вырос в доброй семье, всю жизнь благодарит ее за радость. Человек, который вырос в трудной семье, всю жизнь благодарит ее за науку. Семья — это самые дорогие и близкие люди. Семья — это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Список литература

  1. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
  2. «Психология и педагогика» п/р А.А. Радугина. М, 1997.
  3. В.К. Лосева, А.И. Луньков. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995.
  4. Айманов, К.А. Развитие народного образования в Туркменистане Текст. /К.А. Айманов // Советская педагогика. 1967. -№ 5.
  5. Антология педагогической мысли Узбекской ССР Текст. М.: Педагогика. 1986.
  6. Балахметов, К.Б. К новым высотам в развитии народного образования в Туркменистане Текст. / К.Б. Балахметов // Советская педагогика. 1980. № 11
  7. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В.И. Журавлев. М., Педагогика. 1990.
  8. Народное образование: стратегия революционного обновления Текст. // Советская педагогика. 1988. -№ 5.
  9. Раджабов, С.Р. Педагогические взгляды Хамзы Хаким-заде Ниязи Текст. / С.Р. Раджабов // Ученые записки Ташкентского педагогического института. Т. 34, Вып.2. Педагогика. 1962. с. 5-16
  10. Раджабов, С.Р. Педагогическая наука в Туркменистане и перспективы ее развития Текст. / С.Р. Раджабов // Советская педагогика. 1976. -№ 1.
  11. Эфиров, А.Ф. Русификаторская школа у туркменов в дореволюционной России Текст. / А.Ф. Эфиров // Советская педагогика. 1949. № 11-12 
     

 

 


Информация о работе Традиционная семья в современном Туркменистане