Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:54, контрольная работа
Психокоррекция (термин «коррекция» буквально означает «исправление») - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [4, с. 613].
Психокоррекционная работа осуществляется путем реализации психокоррекционных программ.
Подходы и требования к составлению программ психологической коррекции стали целью рассмотрения данной работы.
Введение 3
I. Понятие психологической коррекции 4
II. Составление программ психологической коррекции 7
1. Принципы составления психокоррекционных программ 7
2. Цели и задачи коррекционной программы 12
3. Виды коррекционных программ 13
4. Этапы составления психокоррекционной программы 15
5. Требования к оформлению коррекционных программ 16
6. Оценка эффективности коррекционного воздействия 18
Заключение 19
Список литературы 20
Человеку свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы.
Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др.
Психокоррекция (термин «коррекция» буквально означает «исправление») - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [4, с. 613].
Психокоррекционная работа осуществляется путем реализации психокоррекционных программ.
Подходы и
требования к составлению программ
психологической коррекции
Психологическая коррекция - это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели [1, с. 346].
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Психологическая коррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Период интенсивного становления психокоррекции связан с формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях [4, с. 46].
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности, чем и отличается от психотерапии и психологического развития.
Цели коррекционной
работы в отечественной психологии
определяются пониманием закономерностей
психического развития ребенка как
активного деятельностного
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности, либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.
В зависимости от целей и содержания выделяют психологическую коррекцию, направленную на познавательную сферу; личность; аффективно-волевую сферу; поведенческие аспекты; межличностные отношения (внутригрупповые взаимоотношения (семейные, супружеские, коллективные) и детско-родительские отношения) [2, с. 32].
Психологическая коррекция может быть индивидуальной и групповой. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга [2, с. 34].
Средства
и приёмы психологической коррекции
могут различаться в
Основные виды психологической коррекции [2, с. 41]
По коррекционным задачам:
По характеру направленности:
По способу коррекционных воздействий:
По форме организации:
Таким образом, психокоррекция - это
система мероприятий, направленных
на исправление недостатков
Составляя различного рода коррекционные программы необходимо опираться на следующие принципы [5, с. 14-16]:
Этот принцип указывает на необходимость
присутствия в любой
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции:
Симптоматическая коррекция
Принцип приоритетности
коррекции каузального типа означает,
что приоритетной целью проведения
коррекционных мероприятий
Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей,
Принцип учета возрастно-
Учет индивидуальных
психологических особенностей личности
позволяет наметить в пределах возрастной
нормы, программу оптимизации развития
для каждого конкретного
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
Система отношения ребенка с
близкими взрослыми, особенности их
межличностных отношений и
Информация о работе Требования к составлению психокоррекционных программ