Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:01, реферат
Проблема трудных подростков — одна из центральных психоло¬го-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Так кто же они «трудные» дети и подростки?
Введение.
1.Определение понятия трудные дети.
2.Основные причины появления трудных детей и подростков
3. Девиантное поведение, как одна из основных отличительных особенностей личности трудного подростка.
4.Психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения и роль школьного психолога в корегировании поведения трудных учащихся.
5.Трудные подростки в коллективной среде класса и школы.
Вывод.
Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса.
Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)
1 |
Под влиянием других людей, компаний |
85,5 |
2 |
Из-за употребления спиртных напитков |
7,6 |
3 |
От безделья, отсутствия занятий |
57,7 |
4 |
От незнания всех последствий употребления наркотиков |
15,7 |
5 |
Из-за стремления к удовольствию |
59,2 |
6 |
Желание выглядеть взрослым |
23,3 |
7 |
Чтобы забыть плохое |
35,1 |
8 |
Отсутствует контроль взрослых |
13,8 |
9 |
Ради интереса к «запретному плоду» |
54,1 |
10 |
От неумения контролировать себя |
22,6 |
11 |
По принуждению |
7,9 |
12 |
Чтобы стать «своим» |
43,2 |
Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то кому-то что-то не так сказал…»
Подростковая
агрессия – чаще всего следствие
общей озлобленности и
Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:
1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;
2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психо- патологического характера, дает максимальный процент самоубийств.
У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% - 16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого», «выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов, плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:
Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне готов;
Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг.
Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.
Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов борьбы с ним.
Психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения и роль школьного психолога в корегировании поведения трудных учащихся.
Психотерапия — это смежная область психологии и медицины, осуществляющая помощь человеку посредством воздействия на его психику. Психотерапевты обычно осуществляют комплексное словесное и несловесное воздействие на самосознание, мышление, эмоции. Психотерапия делится на клиническую и личностно-ориентированную. Первая направлена в основном на смягчение или полную ликвидацию наличной симптоматики. Методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия. В последнем случае психотерапевт во время беседы с пациентом обсуждает его психическое состояние, обучает приемам противодействия акцентуации и эмоциональным расстройствам и т. д. Личностная психотерапия (индивидуальная и групповая) опирается на различного вида анализ внутренних и внешних конфликтов человека. В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится личному контакту врача с пациентом, основанному на доверии и уважении, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно. Эти требования надо соблюдать любому врачу, иначе он может вызвать у пациента новое заболевание или осложнение имеющейся болезни. Это явление получило название «ятрогения». Сходное явление отмечается у некоторых учеников, которые вынуждены иметь дело с грубым, авторитарным учителем, не владеющим технологией индивидуального подхода к воспитанникам («дидактогения»).
Групповая психотерапия основана на знании законов межличностного влияния в малой группе. Такая группа создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения. Групповая психотерапия делится на семейную, совместной деятельности и игровую. Семейная психотерапия предполагает воздействие одновременно на детей, родителей и живущих с ними родственников. В настоящее время в развитых странах мира она широко распространяется и становится ведущим видом психотерапевтической коррекции поведения трудных детей. Психотерапия совместной деятельности проводится обычно в психогигиенических клубах. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонений в поведении детей и подростков. Выше мы уже приводили пример, как в сюжетной игре и рисовании изживаются возрастные страхи детей перед злыми волшебниками и страшными чудовищами. Использование игры в целях воспитания и перевоспитания давно известно в отечественной психологии и педагогике. Достаточно вспомнить, какое важное значение придавал игре А.С.Макаренко. Однако широко внедряться в школьную практику игра стала только в настоящее время. Теория игры разработана лишь в области дошкольного воспитания (исследования Д. Б. Эльконина и др.).
Имеется и другое деление понятия «психотерапия». Различают суггестивную (основанную на внушении), рациональную, аналитическую и групповую психотерапию. Суггестивная психотерапия основана на повелительном воздействии на людей в гипнотическом и бодрствующем состояниях. Рациональная психотерапия предполагает беседы врача с пациентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах фрейдизма и «глубинной психологии». У нас она только начинает изучаться. О групповой психотерапии мы уже говорили.
В западных странах пионерами психотерапии считаются 3. Фрейд и К. Юнг, а детской психотерапии — А. Фрейд, М. Клейн, М. Фор-даш. Хорошим примером современной психотерапии, основанной на теории психоанализа, является книга Э.Берна1. Не ставя своей целью оценивать эту теорию, заметим, что ряд описанных в книге методов может пригодиться в практической работе с трудными школьниками. На современную психотерапию за рубежом значительное влияние оказывает теория групповой динамики (К.Роджерс, Дж.Морено и др.), где наряду с традиционными психотерапевтическими методами (наблюдение, рефлексия и интерпретация) используются одобрения, советы, указания.
Отметим некоторые направления зарубежной психотерапии, которые могут представлять интерес для психологов и медиков. Бихевиоральная терапия — совокупность методов, предназначенных для изменения специфических форм поведения. Используется психотерапевтами и метод десенсибилизации: вспомните, как приучали маленького мальчика не бояться больших собак (см. выше материал о детских страхах). К этому методу близка методика поэтапных изменений: здесь изменения в поведении ребенка достигаются рядом незначительных, тщательно проградуи-рованных шагов. Применяются также метод сенсибилизации — ребенку дают пережить ситуацию, казавшуюся ему страшной; моделирование и эффект переноса: ребенок видит, как другие люди ведут себя с кажущимися ему опасными объектами, и успокаивается. Широко используются для корригирования поведения различные виды положительного и отрицательного подкрепления, метод «выключенного времени»2 и т. д.
Среди работ отечественных
Как мы видим, психотерапия выработала много методов воздействия на человека. Для их эффективного применения требуется специальная подготовка, позволяющая не только тонко и точно знать их существо, но и применять на практике с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Разные учащиеся могут нуждаться в разных методах. Так, тревожные дети с чувством вины и неадекватности нуждаются в дружеском общении и проявлении к ним интереса. Наоборот, в работе с несговорчивыми правонарушителями, демонстрирующими направленное против принятых общественных норм поведение, нередко эффективны директивные, прямолинейные терапевты, обращающие внимание не столько на внутренние переживания, сколько на способы контроля и регулирования отклоняющегося поведения. Но опять же с учетом личности правонарушителя, а не в любом подобном случае.
Сказанное выше означает, что психотерапевт или школьный психолог может оказать существенную помощь учителю в корригировании поведения трудных учащихся. Но и сами они нуждаются в содействии педагога, без которого эффективность психотерапевтических воздействий на ребенка существенно снижается. Необходим союз, при котором психотерапевт и психолог знакомы с педагогическими проблемами, а учитель разбирается в основах психотерапии. Кстати, это учителю необходимо не только для исправления трудных детей, но и для успешной повседневной работы с остальными учащимися.
Трудные подростки в коллективной среде класса и школы.
Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с местом их проживания. Особенно заметными региональные различия становятся в больших городах, где преступность одних районов подчас значительно превышает преступность в других.
Важное значение имеет для учащегося школа. Учеными выявлено, что количество подростков-правонарушителей в некоторых школах может быть устойчиво больше, чем в остальных. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса. Особенно значим первый фактор. При этом большого значения не имеет, старая это школа или новая, большая или маленькая.