Трудовая подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:26, лекция

Краткое описание

1.Задачи трудового обучения
2.Этапы трудового и профессионального обучения учащихся вспомогательной школы
3.Организация трудовой подготовки учащихся специальных образовательных учреждений
4.Преемственность трудовой подготовки во вспомогательной школе и ПТУ.
5.Особенности трудового обучения во вспомогательной школе

Вложенные файлы: 1 файл

Отредактирована.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

- психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к профессиональному труду;

-  отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

-  неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей

Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств. Тяжесть дезодаптации и необратимый ее характер объясняется многофакторностью, сложностью патогенеза и многообразием форм нарушений поведения, осложненными формами олигофрении. 

Черты, не способствующие успешной социально-трудовой адаптации:

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов  собственности, личностных проблем;

- отсутствие коммуникабельности;

- инфантилизм, замедленное самоопределение в жизни, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и принятие ответственности за нее;

- перегруженность, негативный опыт, отсутствие информации

Кроме влияния окружающей жизни, воспитания,  уровень социально

трудовой адаптации определяется структурой дефекта. 40 слайд)Условно по структуре,  по степени выраженности негативных черт личности лиц с нарушение интеллекта  разделили на три группы.

К первой группе отнесли людей с невротическими расстройствами. В

период школьного обучения они характеризовались относительно более высокими результатами в индивидуальных занятиях и низкой продуктивностью при фронтальной работе, низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью, неуверенностью в своих возможностях, повышенной ранимостью, робостью, замедленным темпом работы. Нарушения поведения носили защитный характер – уход от трудностей, боязнь порицаний.  Эти качества легли в основу причин дезадаптации в условиях производства. Характер нарушений дисциплины данной группы следует рассматривать, как ложный механизм компенсации, а не как злостные действия. Для этой группы в период школьного обучения необходимо формирование волевых качеств, уверенности в себе и своих возможностях, стимуляция трудовой активности, создание ситуаций успеха, которые сами по себе вытесняют склонность к нарушениям поведения.

Для второй подгруппы исследуемых, было характерно преобладание

аффективной возбудимости, недостаточный интерес к работе, а порой и полное его отсутствие, низкая работоспособность, неустойчивость настроения, неадекватные реакции на замечания, раздражительность, негативные реакции, нарушение трудовой дисциплины. В школе отмечались такие качества, как самоуверенность, большая эмоциональная заражаемость, колебания настроения, в некоторых случаях прием алкоголя и психоактивных средств, повышенная конфликтность, неадекватный уровень притязаний, снижение критики к собственной личности. В этой подгруппе психотравмирующим фактором могло явиться раннее сиротство. Задача коррекционного обучения в этой подгруппе заключается в целенаправленном  формировании адекватной самооценки, самоконтроля трудовых действий – умения находить и исправлять свои ошибки. Учить правильно, реагировать на успех и неудачу. Необходимо переориентировать интересы на физический труд в мастерских, на приусадебных и садовых участках, тепличных и животноводческих хозяйствах.

В третьей подгруппе наряду с аффективной неустойчивостью,

отсутствие интереса к работе, полным безразличием к оценке собственной деятельности, имеет место выраженная патология влечений – воровство, бродяжничество, сексуальные извращения и т.д. Грубая выраженность нарушений сочетается с несформированностью системы социальных  и профессиональных ценностей, межличностных контактов, незрелостью самооценки. В послешкольный период произошло закрепление антисоциального модуса поведения и практически не стали проявляться положительные потенциальные возможности. Поэтому в работе с такими детьми необходима коррекция нарушений поведения, важен дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, что поможет переориентировать на доступные социально одобренные виды деятельности.

Традиционно выделяют следующие этапы профориентации, специфика

которых принципиально обусловлена своеобразием решаемых на каждом из них задач:

1) предварительный этап профориентации (ПЭП);

2) диагностический этап профориентации (ДЭП);

3) формирующий этап профориентации (ФЭП).

В ходе ПЭП у учащихся должна формироваться потенциальная 

готовность к адекватному профвыбору, готовность к активному участию в самом  процессе профориентации.  В целом ПЭП преследует цель максимально возможного всестороннего развития личности, создания потенциальных возможностей для успешной социальной и профессиональной адаптации. Когда речь идет о ПЭП в условиях коррекционных школ, то его началом следует считать момент поступления в школу. При этом реализация ПЭП не подразумевает использования каких-либо специфических методических  приемов, профориентационных методик, а будет ограничиваться традиционными приемами коррекционной педагогики, специальной психологии, методами трудового воспитания.

Диагностический этап профориентации решает задачи по выявлению

индивидуальных способностей, возможностей детей освоить те или иные виды трудовой, профессиональной деятельности. При этом его результаты должны позволить, в конечном счете, решить задачу оптимального (соответствующего индивидуальным возможностям ребенка) профподбора, исходя из объективных диагностических данных. Сама же диагностика должна быть в данном случае максимально комплексной. Использование экспериментальных методик для решения профориентационных задач следует признать целесообразным при достижении детьми 14-15 летнего возраста. На ДЭП необходимо решать не только задачу объективного профподбора. Его итоги должны способствовать повышению адекватности осознания учащимися своих физических, психологических и психофизиологических возможностей и, в конечном счете, повышать адекватность профессионального самоопределения, профвыбора. Результаты практически всех методов экспериментальной диагностики могут содержать важные сведения относительно тех или иных возможностей овладения учащимися различными видами профдеятельности, относительно успешности их профобучения.

ФЭП, с одной стороны, решает задачи по развитию, закреплению тех

качеств у учащихся, которые позитивны относительно их адекватного профвыбора и возможности овладения показанным им видом трудовой деятельности. С другой стороны, ФЭП решает задачи по коррекции тех качеств у учащихся, которые имеют негативное значение. При этом совершенно очевидно, что развивающий раздел ФЭП следует считать обязательным в процессе профориентации. В свою очередь, коррекционный раздел ФЭП следует включать в структуру процесса профориентации при наличии соответствующих показаний. Целенаправленное проведение ФЭП, как правило, должно осуществляться после проведения и анализа результатов профдиагногики (или ее основных элементов). В условиях специализированных школ для детей с нарушениями интеллекта ФЭП можно рассматривать в качестве завершающего этапа профориентации. Это обусловлено тем, что в итоге (в идеальном варианте) у учащихся должен быть сформирован профыбор, адекватный их индивидуальным физическим и психическим  возможностям, отвечающий социально-экономической ситуации региона их проживания 

Рекомендации подросткам при выборе профессии:

- учитывать не  престижность профессии, а востребованность;

- учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

- помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и  необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;

- познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

- выясните ограничения по состоянию здоровья;

-  выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.

- основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.

 


Информация о работе Трудовая подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью