Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:53, контрольная работа
Поручения – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.
1. Цель и задачи трудового воспитания.
2. Формы организации трудовой деятельности.
3. Руководство трудом детей.
4. Провести наблюдения за трудовой деятельностью детей , дать анализ методов и приемов руководства.
ПЛАН:
1. Цель и задачи трудового воспитания.
2. Формы организации трудовой деятельности.
3. Руководство трудом детей.
4. Провести наблюдения за трудовой деятельностью детей , дать анализ методов и приемов руководства.
1. Цель и задачи трудового воспитания.
Цель: Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Задачи: Самообслуживание
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности(надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Хозяйственно- бытовой труд
Побуждает детей к самостоятельному
выполнению элементарных поручений :готовить
материалы к занятиям (кисти, доски
для лепки и пр.), после игры убирать на
место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту
в помещении и на участке детского сада
.Побуждать оказывать помощь взрослым
, воспитывать бережное отношение к результатам
их труда.
Труд в природе
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек[1].
2. Формы организации трудовой деятельности.
Выбор формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач;
4) содержания труда.
Поручения
– возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить
один или с кем-либо из своих сверстников. Поручения
широко используются во всех
возрастных группах детского сада, но
в младших группах они являются ведущей
формой организации детского труда. Воспитатели
должны знать, почему работу с малышами
по трудовому воспитанию надо начинать
с индивидуальных поручений, которые ребенок
выполняет вместе с воспитателем, и только
много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей
дети младших групп еще недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию,
они не могут согласовывать свои действия
с действиями товарищей и работать в нужном
для коллектива темпе, они часто отвлекаются,
не доводят начатое дело до конца. В этом
возрасте детей мало интересует результат,
их влечет сам процесс действия (они еще
не владеют необходимыми умениями и навыками
для достижения результата). Поэтому только
во второй младшей группе со второй половины
года, когда дети уже имеют некоторый трудовой
опыт, воспитатели используют групповые
поручения. Основной формой объединения
в труде детей этого возраста является
труд «рядом», когда каждый ребенок работает
самостоятельно и за свою работу отвечает
перед воспитателем; при этом ребенок
упражняется в умениях и навыках, необходимых
в коллективной работе.
Известно, что трудовая деятельность
детей младшего дошкольного возраста
часто переплетается с игрой
и порой трудно проследить эту
границу. Поручения помогут воспитателю
постепенно разделить эти два вида деятельности.
Даже самые простые задания (что-то подать,
подвинуть, поднять) не содержат игрового
начала. Наоборот, в них заключен элемент
требования, с помощью которого малыш
приучается действовать целенаправленно,
осознавать, что он выполняет задание
взрослого. Когда ребенок осознает необходимость
постоянно и систематически трудиться
(даже тогда, когда ему не хочется), он может
выполнять определенные обязанности.
Для этого нужна специальный план подготовка,
которая позволит ребенку освоить содержание
дела, входящего в его обязанность. Такая
подготовка осуществляется воспитателем
через разнообразные поручения.
Поручения особенно важны в период от
3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать
в трех видах дежурств. Это серьезный труд,
требующим также предварительной подготовки.
И если ребенок, посещавший детский сад
с младшей группы, в старшей группе не
умеет правильно дежурить, это сигнал
к тому; что воспитатель недостаточно
и нецеленаправленно привлекал детей
к выполнению поручений па младших ступенях
дошкольного детства(3).
Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.
Начиная с 3 лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой -разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.
Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую.
Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - поставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех(2).
Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.
Наиболее сложной формой организации
труда детей является коллектив
3. Руководство трудом детей.
Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1 —2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.). Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка крупных цветочных семян, лука проводится совместно. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Во второй младшей группе возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции(4).
Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
4.Провести наблюдение
за трудовой деятельностью
13.05.2013, ДОУ№ 3, г.Кизел, Группа 2 младшая,вос-ль Захарова Л.А. |
Форма организации и содержание труда |
Воспита тельно- образователь ные задачи |
Деятель ность воспитателя |
Деятель ность детей |
Методы и приемы руководства трудовой деятельнос тью |
13.05.2013 |
Труд в природе. Поручить Валере, Даше и Юле полить комнатные растения в уголке природе.
|
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями. Приучать детей с помощью взрослого поливать комнатные растения. |
Показ воспитателя, объяснения. Совместная деятельность воспитатель вместе с детьми поливает комнатные растения. |
Дети вместе с воспитателем поливают комнатные растения. |
Рассматривание цветов , словесные методы: рассказывает , объясняет. Поощрение, показ воспитателя, игровой прием. |
14.05.2013
|
Хозяйственно-бытовой труд. Поручить Полине и Саше раздать салфетки, кисточки, краски к занятию по рисованию.
|
Побуждать детей к самостоятель ному выполнению элементарных поручений готовить материалы к занятию. Воспитывать у детей желание оказывать помощь воспитателю. |
Напоминает наблюдает и показывает. |
Дети готовят материалк занятию( кисти, салфетки, краски). |
Словесные методы, поощрения, напоминание, закрепляют название предметов, активизирует речь, игровой прием. |
15.05.2013. |
Самообслуживание .Одевание на прогулку. |
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться в определенно последовательности( надевать одежду, застегивать пуговицы). |
Рассказывает |
Дети одеваются на прогулку. |
Напоминание, показ воспитателя как застегнуть пуговицы, поощрения, активизирует словарь( колготки, кофта, пальто и т.д.). Закрепляет название одежды. |
Вывод: Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется
под влиянием успехов в
Совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действительных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.
1.Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
2. http://www.kinder-planet.ru.
3. http://detskiymir.ucoz.ru/
4. http://www.v-detei.ru