Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:20, контрольная работа
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Как отмечалось в главе
о целях воспитания, успешное формирование
личности в современной школе
может осуществляться только на основе
разумно организованного
Труд – основной источник материального
и духовного богатства общества, главный
критерий социального престижа человека,
его священный долг, фундамент личностного
развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие
школьников в общественно полезном, производительном
труде, является действенным фактором
гражданского взросления, морального
и интеллектуального формирования личности,
ее физического развития. Как бы ни сложилась
дальнейшая судьба выпускников школы,
трудовые умения и закалка потребуются
им в любой сфере деятельности. Вот почему
трудовой элемент в школьном воспитании
с давних времен выступает как весьма
существенная педагогическая тенденция
.
В этом отношении большой интерес представляет
высказывание ученого и просветителя,
ректора Виленского университета Яна
Снядецкого (1756-1830), который писал: «В знаменитых
семействах наших два порока, деморализующие
людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а потому основой хорошего воспитания
должно стать трудолюбие» . Еще большее
значение приобретает трудовое воспитание
в условиях научно-технического прогресса
и рыночной экономики, когда от человека
требуются высокая квалификация, широкий
технический кругозор и способность к
быстрому овладению более совершенными
трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщение учащихся в той или иной форме
к производительному труду, организация
трудового воспитания все более и более
пробивают себе дорогу в школах большинства
стран мира, становятся неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса. Они
осуществляются в США, Англии, Германии
и других странах. С 1987/88 учебного года
во всех основных школах (обычно 9 классов)
Баварии введен предмет «Трудовое обучение».
С учащимися проводится производственная
практика в течение одной-двух недель,
во время которой они занимаются производительным
трудом, приобретают трудовые умения и
навыки, знакомятся с рабочими профессиями.
В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается
к учащимся и, бывает, некоторых из них
приглашает после окончания школы к себе
на работу.
Необходимость трудового обучения и воспитания
в школах обусловила большое значение
их научного исследования. Немало ценных
идей по этой проблеме содержится в трудах
классиков педагогики – Я.А. Коменского,
Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега,
К.Д. Ушинского и др.
В педагогике детально раскрываются функции
трудового воспитания в развитии личности
и ее нравственном формировании, g частности,
обращается внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая производственная
деятельность оказывают благотворное
влияние на физическое развитие человека.
Физиологические исследования показывают,
что физический труд, связанный с движениями
и мускульными упражнениями, с пребыванием
на свежем воздухе, укрепляет силы человека
и его здоровье, повышает его жизненную
энергию и умственную работоспособность.
Л.Н. Толстой в свое время писал:
«При усидчивой умственной работе, без
движения и телесного труда сущее горе.
Не походи я, не поработай я ногами и руками
в течение хоть одного дня, вечером я уже
никуда не гожусь: ни читать, ни писать,
ни даже внимательно слушать других, голова
кружится, а в глазах звезды какие-то, и
ночь проводится без сна».
Такую же мысль высказывал и К.Д. Ушинский.
«Кто, – писал он, – не испытал живительного,
освежающего влияния труда на чувства?
Кто не испытал, как после тяжелого труда,
долго поглощавшего все силы человека,
и небо кажется светлее, и солнце ярче,
и люди добрее? Как ночные призраки от
свежего утреннего луча, бегут от светлого
и спокойного лица труда – тоска, скука,
капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных
и романтических героев, страдающих обыкновенно
высокими страданиями людей, которым нечего
делать» .
Труд развивает умственные способности
человека, его сообразительность, творческую
смекалку. Работа на современном производстве
требует широкой образовательной и технической
подготовки, умения быстро овладевать
новой технологией, способностей в области
рационализации и совершенствования трудовых
приемов.
Исключительно велико значение труда
в нравственном воспитании личности. Многие
педагоги связывали трудовую деятельность
с развитием гражданского сознания школьников,
патриотических чувств и понимания своего
общественного долга. Каждый воспитанник
готовится стать членом трудового коллектива.
Его значение и Ценность как гражданина
будут зависеть исключительно от его умения
трудиться и приносить пользу себе и людям.
В то же время от трудовой подготовленности
и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние.
Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчеркивал:
«Самое воспитание, если оно желает счастья
человеку, должно воспитывать его не для
счастья, а приготовлять к труду жизни»
.
Существенная функция труда состоит в
формировании у учащихся товарищеских
отношений, коллективизма и взаимной требовательности.
«Только участие в коллективном труде,
– отмечал А.С. Макаренко, – позволяет
человеку выработать правильное, нравственное
отношение к другим людям – родственную
любовь и дружбу по отношению ко всякому
трудящемуся, возмущение и осуждение по
отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся
от труда» .
А.С. Макаренко считал труд существенным
элементом выработки у воспитанников
жизненной сноровки, укрепления характера
и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем,
– писал он, – что от природы все люди
обладают приблизительно одинаковыми
трудовыми данными, но в жизни одни люди
умеют работать лучше, другие – хуже, одни
способны только к самому простому труду,
другие – к труду более сложному и, следовательно,
более ценному. Эти различные трудовые
качества не даются человеку от природы,
они воспитываются в нем в течение его
жизни и в особенности в молодости» .
Наконец, труд как фактор воспитания, способствует
жизненному самоопределению и правильному
выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно все
же связано главным образом с умственной
деятельностью и, естественно, формирует
интерес преимущественно к интеллектуальной
работе. Между тем большинство учащихся
после окончания школы вливается в сферу
материального производства. Чтобы осуществлять
их профессиональную ориентацию, необходимо
широко использовать в этих целях организацию
различных видов общественно полезного
труда, дать им возможность испытать свои
силы и способности в разнообразных сферах
производственной деятельности. Все это
показывает, какую огромную роль играет
трудовое воспитание в умственном, нравственном
формировании и всестороннем развитии
учащихся. В этом смысле особое значение
приобретают слова К.Д. Ушинского о том,
что «воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный объем
сведений, но должно зажечь в нем жажду
серьезного труда, без которой жизнь его
не может быть ни достойной, ни счастливой»
. Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно
и должно не какой-либо работы,
хотя бы самой нечистой, а только одного
– праздной жизни.