Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:23, практическая работа
Педагоги больше занимают детей интегрированными занятиями, компьютерными играми, изучением иностранного языка, театральными постановками и забывают о самом главном, что труд – это прежде всего здоровье и радость от полученных результатов своего же труда.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №2» п. Вейделевка Белгородской области
Трудовое воспитание в детском саду
(Опыт работы)
На сегодняшний день трудовое воспитание как бы утратило свое значение.
Педагоги больше занимают детей интегрированными занятиями, компьютерными играми, изучением иностранного языка, театральными постановками и забывают о самом главном, что труд – это прежде всего здоровье и радость от полученных результатов своего же труда.
Из педагогики знаем, что трудовое воспитание основано на стремлении детей к самостоятельности и активности.
Элементы трудовой деятельности направлены на удовлетворение их потребностей в активной деятельности.
Направления и содержание труда в ДОУ многогранны. Это и самообслуживание, и хозяйственно-бытовой труд, и труд в природе, и ручной труд.
Чего скрывать долгое время, трудовая деятельность у нас носила эпизодический характер. Это не приносило пользы детям и должного удовлетворения взрослым. Мы серьезно учились на практике через свои собственные ошибки, а также используя накопленный опыт лучших садов в нашем регионе и в целом в России.
Большую помощь нам оказали публикации вашего журнала «Детский сад Все для воспитателя!», с которым мы познакомились недавно, но он сумел завоевать наши симпатии и, мы благодарны всему коллективу редакции за прекрасные практические материалы.
Хочу подробнее остановиться на трудовом обучении дошкольников, и поделиться тем опытом работы, которым наш коллектив располагает.
Стремясь обозначить свою индивидуальность, наш коллектив решил реализовать задачи трудового воспитания, преобразив предметно-развивающую среду.
Учитывая то, что детский сад находится в сельской местности, создали в своем учреждении все необходимые предпосылки для трудового обучения детей:
построили теплицу, усовершенствовали существующую аграрную площадку, включающие грядки под сельскохозяйственные культуры и цветники, посадили фруктовый сад, открыли мини-птицеферму.
Весь процесс был построен так, чтобы дети чувствовали себя полнокровными работниками – хозяевами. Да и навыки они получают здесь отнюдь не игровые. Это уход за томатами, капустой, морковью, луком, бобовыми, редисом, кабачками на детских огородах, которые оформлены в виде солнышка. Это умение работать с огородным инвентарем: лопатой, тяпками, граблями. Это кормление и уход за курами на мини-ферме.
Особое внимание уделяем трудовому воспитанию и обучению мальчиков. Основы их будущей хозяйственной деятельности закладываем в недавно открытой у нас столярной мастерской.
Начали эту работу с изучения литературы Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить», Л. Горностаева «Игрушки в детском саду»,
П.С. Пустырева «Труд детей по изготовлению игрушек из дерева в детском саду», А. Чернышова «Работа с деревом»
журнал «Дошкольное воспитание» №12 1971год и №6 1973 год.
Для мастерской было закуплено необходимое для работы с деревом оборудование, установлено шесть детских верстаков и один взрослый. Инструменты у нас хоть и маленькие, чтобы в детскую ладошку помещались, но самые настоящие: это небольшие пилы, молотки, гвоздодеры, отвертки, щипцы, гвозди разных размеров и т. д., все это размещено на специальных полках, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Доставлена древесина, из которой были сделаны заготовки в виде брусков, конусов, спилов различной величины для изготовления деревянных игрушек.
Учителем технологии разработаны инструктажи по технике безопасности и вывешены в мастерской.
Старшим воспитателем составлен тематический план работы, сетка занятий для детей старшей и подготовительной групп, соответственно гигиенических нагрузок к требованию занятий.
Работа в столярной мастерской была организована во второй половине дня два раза в неделю.
Здесь ребята под руководством опытного мастера, учителя технологии постигают азы работы с деревом, овладевая инструментами, позволяющими выполнять несложные операции: забить и вытащить гвоздь, перепилить и обстругать дощечку, сбить нужную деталь, изготовить деревянную игрушку для малышей.
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду - научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.
Дети работают в группах по 6-8 человек, Продолжительность занятий зависит от детской заинтересованности и доходит до 35 минут.
Занятия строятся по следующему принципу. Вначале несколько минут отводится организационным моментам, затем рассказ-показ, выполнение работы, просмотр и обсуждение, совместная игра.
После окончания работы нет бесцельного сидения в ожидании окончания занятия. Детей не заставляем ждать пока закончит работу вся группа, по окончании выполнения задания дети убирают свое рабочее место и переходят к игре с продуктами своего труда. Постепенно к ним присоединяются другие.
Основным критерием оценки работ считаем качество. Если, что-то не удалось, просим детей поправить или даже переделать работу, объяснив ее недостатки. Благодаря этому у ребенка формируется добросовестное отношение к труду, умение, начатое дело доводить до конца.
Интерес детей к труду, желание трудиться, создавать вещи своими руками во многом зависят от атмосферы, царящей на занятиях. Мы разрешаем детям негромко разговаривать, обсуждать задуманную работу, советоваться друг с другом, Это постепенно приучает детей самостоятельно принимать решения.
Немаловажно, что все без исключения занятия по трудовому воспитанию оказывают благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Особый восторг у них вызывает конечный достигнутый результат. Ведь, как правило, в процессе занятий, нарабатываются умения и навыки, приходит опыт, а в завершении можно полюбоваться и плодами своего труда.
Дети в труде испытывают положительные эмоции, радость от достигнутых.
побед.
С годами мы добились важных успехов. Трудовая деятельность наших детей стала носить естественный характер, что особенно ценно сейчас, содержание труда всегда интересно для них, так как они видят его значимость.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, приобрести уверенность в собственных силах, заметили, что в процессе труда самые непоседливые дети становились целеустремленными и активными. А уж, если кто-то из них выходит на лидерские позиции, так это совсем здорово. Все это способствует тому, что занятия по трудовому воспитанию оказывают позитивное влияние на социально- нравственное воспитание ребенка.
И, конечно, же физическое развитие здесь не остается в стороне. Труд – это закалка, развитие физических качеств, таких как выносливость, терпение, сила, совершенствование движений, укрепление нервной и сердечно-сосудистой систем; так необходимый в условиях нынешней жизни иммунитет, к тому же после работы улучшается аппетит.
Словом, «терпение и труд - все перетрут». В труде ведь рождается человек.
Один раз в месяц наши родители могут вернуться в детство, с удовольствием вместе со своими детьми провести свой родительский день. Здесь и работа в мастерской, и спортивные игры, и работа на огороде и просто отдых с культурно-развлекательной программой.
Жить и творить в нашем центре развития ребенка интересно и детям, и взрослым.
Исполнитель: старший воспитатель Посохова Тамара Захаровна.