Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.
Объект: процесс трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Предмет: содержание, методы и формы трудового воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность трудового воспитания……………….…………………………6
1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников………..…10
1.3 Методы и формы трудового воспитания младших школьников……………………………………………………………………12
Выводы………………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования…………………………..……......17
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…...18
2.3 Программа трудового воспитания младших школьников………...……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность трудового воспитания……………….…………………………6
1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников………..…10
1.3 Методы и формы трудового воспитания
младших школьников……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования…………………………..……....
2.2 Анализ результатов
2.3 Программа трудового
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал и др.
Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И здесь на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловажным компонентом в их воспитании.
Однако необходимо отметить, что исследования в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности. А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И. Логиновой, О.И. Соловьева, В.И. Глотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой формирования у детей положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы формирования такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П. Блонский исследовал и выделил специфические черты труда детей. Автор показал тесную cвязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и развития трудовых мотивов ребенка.
Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между социально и научно обоснованной потребностью системы образования в учителях начальных классов, готовых осуществлять трудовое воспитание младших школьников на уровне современных требований, и недостаточной теоретической разработанностью исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.
Объект: процесс трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Предмет: содержание, методы и формы трудового воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания младших школьников будет более результативным, если будет разработана и использована программа трудового воспитания младших школьников, учитывающая в своем содержании взаимодействие форм, методов, средств и приемов воспитания учащихся.
Задачи:
1)раскрыть сущность трудового воспитания;
2)раскрыть цель и задачи трудового воспитания;
3)выявить формы и методы трудового воспитания;
4)провести опытно-экспериментальную работу и анализ полученных результатов исследования.
5)разработать программу по трудовому воспитанию учащихся младших школьников.
Теоретико - методологической основой исследования явились труды известных педагогов В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова.
Практическая значимость: Методическое обеспечение и данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами школ или учреждений дополнительного образования, а также для подготовки студентов педагогических учебных заведений.
Методы исследования теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; обобщение и анализ опыта работы учителей; анкетирование учителей; эксперимент по внедрению программы трудового воспитания младших школьников; качественный и количественный анализ результатов.
Структура работы состоит из теоретической и эмпирической глав, выводов, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание. В общем виде воспитание заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. Это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к труду, который необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить это понятие, употребляемое в нескольких значениях:
- в широком социальном смысле,
когда речь идет о
- в широком педагогическом
- в узком педагогическом смысле
под воспитанием понимается
- в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием трудолюбия у младших школьников.
Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и вне учебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Такую закономерную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества установили К.Маркс и Ф.Энгельс [16]. Эта связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производственных сил и производственными отношениями. В силу этого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер. Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия жизни и культуры. В воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов. Хорошо известно, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны лишь к самому простому труду, другие - к труду более сложному и ценному. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде - действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности, обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, что физический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышает интерес школьников к труду. Воспитательная функция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. Утилитарно-практическая функция труда направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. Таким образом, от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. А.С.Макаренко считал труд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. Все эти функции определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Но формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовых умений и навыков. Тогда, трудовое обучение - это специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование трудовых умений и навыков. Понятие трудовое воспитание шире по сравнению с трудовым обучением. Но, выполняя свои специфические роли, эти процессы взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствует формированию трудолюбия у школьник. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция. Труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает в себе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическим усилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательно надо приучить детей делать полезное, нужное [17]. Единство трудового, идейно-нравственного, умственного и физического воспитания - основа методов и приемов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Такой комплексный подход есть в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. По его мнению, важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, одна сформированная потребность становилась образованием других потребностей, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности. Говоря о детской самодеятельности, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был нравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим, чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее жить и учиться самому [20]. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокого качества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Уже с древних времен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такое отношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота, ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.
1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников
Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда, формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии и получению профессиональной первоначальной подготовки.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия [5].
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.
К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:
- разъяснение ученикам
- знакомство младших школьников
с особенностями социально-
- привитие элементарных
- формирование положительной
В начальной школе продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата детском саду. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.
То есть составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям [10].
Эти сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Главное в начальной школе - это приучение учащихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы активизации познавательного процесса.
Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.
Харламов И.Ф. дает новые обновляющиеся формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:
а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;
в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями [20].
Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.
В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:
-Методы формирования сознания личности.
-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
-Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.