Управление эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы обеспечить себе приличный уровень жизни, современному человеку необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний. Окружающий мир переполнен информацией, которая устаревает с бешеной скоростью. Человек вынужден проводить жизнь в погоне за знаниями. Побеждает тот, кто первым освоил новую технологию. Такая обстановка привела к ужасающим результатам: резкому росту количества психических заболеваний, самых разнообразных неврозов, стрессов и хронической усталости.
Известно, что эмоции – это то, с чем человеку справляться труднее всего. Не только управлять ими, но и просто держать себя в руках в тех или иных ситуациях многим зачастую не под силу. И, что хуже всего – научиться контролировать свои чувства действительно очень сложно.

Содержание

Введение 3
1 Виды эмоций и причины их возникновения 4
2 Управление эмоциями 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по педагогике.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Педагогика

              по теме: «Управление эмоциями»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Группа: ЭП-11 КП

Цой Анфиса Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Копейск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

1 Виды эмоций и причины их возникновения                                                      4

2 Управление эмоциями                                                                                          9

Заключение                                                                                                             12

Список использованной литературы                                                                   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Любой может рассердиться - это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим способом - вот в чем сложность». 
Аристотель

Чтобы обеспечить себе приличный  уровень жизни, современному человеку необходимо постоянно обновлять  свой багаж знаний. Окружающий мир переполнен информацией, которая устаревает с бешеной скоростью. Человек вынужден проводить жизнь в погоне за знаниями. Побеждает тот, кто первым освоил новую технологию. Такая обстановка привела к ужасающим результатам: резкому росту количества психических заболеваний, самых разнообразных неврозов, стрессов и хронической усталости.

Известно, что эмоции – это то, с чем человеку справляться  труднее всего. Не только управлять  ими, но и просто держать себя в  руках в тех или иных ситуациях  многим зачастую не под силу. И, что хуже всего – научиться контролировать свои чувства действительно очень сложно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВИДЫ ЭМОЦИЙ И ПРИЧИНЫ  ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Со времен Платона  вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные  сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, нужно знать о них как можно больше.

Эмоции и чувства  — личностные образования. Они характеризуют  человека социально-психологически. Они  являются непосредственным отражением, переживанием сложившихся отношений, а не их рефлексией. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Потребность в выражении чувств так же естественна, как потребность в дыхании или пище.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.

Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что  происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоции – это психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов (внутренних и внешних) с точки зрения жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции возникают  при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Конечно не всегда сама ситуация порождает такую эмоцию. Положительной эмоциональная реакция будет и в том случае, если человек знает, как действовать, каким путем в данной ситуации достичь желаемого. Положительные эмоции, таким образом, являются сигналом собственной поведенческой компетентности. Если же успех достигается за счет удачной находки, нового подхода, то положительная эмоция способствует их закреплению и поощрению. Даже если успех этот мнимый, а способ действий деструктивный.

Отрицательные эмоции возникают  в ситуации фрустрации, то есть при  появлении препятствий на пути к  цели. В повседневной жизни эти  препятствия часто бывают мнимыми  и преувеличенными. Еще Эпиктет  заметил, что людей чаще страшат  не дела, а мнения об этих делах. Отрицательные эмоции связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания. Отрицательные эмоции позволяют увидеть проблемы и направления личностного роста. Эти эмоции блокируют неэффективные стратегии поведения. Они стимулируют развитие человека, только если он принимает их, а не стремиться их подавлять. Негативные эмоции, кроме того, активируют механизмы психологической защиты, благодаря которым человек не замечает многого, что могло бы окончательно "отравить" его жизнь.

Различные формы переживания  чувства — эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния, страсти и, наконец, чувства в узком значении этого  слова — образуют эмоциональную  сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.

Переживание чувств в  форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее  заметными внешними проявлениями. К  ним относятся выразительные  движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, а в других — под контролем сознания. В последнем случае они могут намеренно использоваться в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. Стиснутыми кулаками, взглядом сузившихся глаз, угрожающими интонациями человек демонстрирует окружающим свое негодование.

Могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния каждое из которых имеет свой спектр психологических  характеристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) — положительное  эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное  состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко  выраженного положительного или  отрицательного знака эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное  состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой  информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т. е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение — отрицательное  эмоциональное  состояние,  вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в  резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием “избавиться от кого-либо или чего-либо”.

Презрение — отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения  субъекта с жизненными позициями, взглядами  и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям. Одно из следствий презрения — деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.

Страх — отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант эмоции страха).

Стыд — отрицательное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Чувства человека, будучи по происхождению связаны со сложными безусловными рефлексами, тем не менее  носят общественный характер. Человек овладевает своими чувствами, сдерживая их неуместные проявления. Нередко люди, переживая сильные и яркие чувства, с внешней стороны сохраняют спокойствие, иногда считают нужным сделать безразличный вид, чтобы не обнаружить свои чувства. Человек иногда даже старается выразить иные, противоположные чувства, чтобы сдержать или скрыть действительные; улыбается в момент огорчения или сильной боли, делает серьезное лицо, когда хочется смеяться.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Независимо от того, что  эмоции присущи каждому человеку и являются неотъемлемой частью его жизни, многие стараются их изменить, скрыть или подчинить. Существуют некоторые ситуации, когда нужно скрыть свои настоящие чувства и остаться человеком светских приличий или хотя бы производить такое впечатление.

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей  избыточности могут дезорганизовать  деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства  по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявления.

 Снятию эмоционального  напряжения способствуют:

    • сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
    • снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу “не очень - то и хотелось”
    • получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
    • разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
    • откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
    • физическая разрядка; для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
    • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
    • слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
    • изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая, улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса—Ланге);
    • активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
    • мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Информация о работе Управление эмоциями