Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Инт-завис студентов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

3. Упражнение  «Дракон»

Играющие  становятся в линию, держась за плечи  друг друга. Первый участник – Голова, последний – Хвост. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Хвост всё время убегает. Как только Голова схватит Хвост, она становиться Хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях – Головы и Хвоста.

4. Упражнение  «Комплименты»

Группа делится на две  равные части. Команды встают напротив лицом друг к другу. Участник одной  линии говорит участнику другой линии: «Мне нравиться, что ты…», тот  отвечает: «Да, я (повторяет), и еще  я…». Важно, чтобы участники говорили искренне. Затем они меняются местами.

5. Упражнение  «Разговор через стекло»

По желанию  выбирается пара участников, остальные  будут зрителями. Двоим участникам дается задание разыграть сценку: «Двое друзей находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой его провожает. И вот, когда проводы закончены и отлетающий уже перешел в специальный отсек, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего друга через стекло. Однако сложность в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов». Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (то же без слов). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим. В конце игры следует обсудить с участниками, поняли ли они друг друга, вся ли группа уловила суть их диалога.

Занятие 5

Тема: «Самооценка»

Цель: повышение  самооценки участников.

Оборудование: часы, листы бумаги, ручки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Упражнение  «Букет»

Водящий стоит  в центре круга, образованного сидящими на стульях участниками. Участники  выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими участниками: роза, ландыш или пион. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал, а по команде: «Букет!» меняются местами все участники. Водящий доложен успеть сесть на место одного из участников. Тот, кто остался без стула, становиться следующим водящим.

2. Беседа на  тему: «Почему человек может быть  неуверен в себе?» по вопросам:

- Почему некоторые  люди могут быть неуверенны  в себе?

- Что мешает  человеку быть уверенным в  себе?

- Как выглядит неуверенный в себе человек? Можно ли по его виду понять, что он не уверен в себе?

- Что бы  вы посоветовали человеку, у которого  низкая самооценка?

- У каждого  ли человека есть только плохие  или только хорошие качества?

3. Упражнение  «Я – первый»

Ведущий говорит: «Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем вы считаете себя первым? Сейчас мы будем по очереди называть свои сильные стороны с помощью  такой фразы: «Я первый в …». Например: «Я первый в учёбе. Я первый в умении выслушать друга…» и т. д.»

4. Упражнение  «Я хороший, потому что…»

Участники разбиваются  на пары. Ведущий засекает пять минут. В течение этого времени один участник рассказывает другому о  своих хороших качествах, начиная  каждую фразу со слов: «Я хороший, потому что…». Например: «Я хороший, потому что умею рисовать. Я хороший, потому что умею отлично готовить…». Второй участник должен при этом подбадривать собеседника. По истечении первых пяти минут участники меняются местами, и время засекается заново.

5. Упражнение  «Волшебная рука»

Участникам  предлагается на листе обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие  качества, а на ладони – те, которые  хотелось бы изменить. Поле этого в  группе можно обсудить, какие качества участники записали на ладони, почему их хотят изменить и как это можно сделать.

Занятие 6

Тема: «Тревожность»

Цель: снижение тревожности участников.

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Ход занятия:

1. Упражнение  «Стрессовые ситуации»

Участникам  предлагается на листах записать десять стрессогенных ситуаций. Затем эти ситуации надо разделить на две группы: события, которые не подвластны контролю, и стрессоры, которые можно контролировать. Первые подчеркнуть красным фломастером, вторые – зеленым. Затем в группе обсуждаются эти ситуации и способы борьбы со стрессом в них.

2. Упражнение  «Насос и мяч»

Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами попробуем сделать  одно упражнение, которое поможет  успокоиться в стрессовых ситуациях». Участникам игры предлагается разделиться  на пары: один будет большим Надувным мячом, другой – Насосом, надувающим Мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена – он не наполнен воздухом. Насос начинает надувать Мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «ссс». С каждой подачей воздуха Мяч надувается все больше. Услышав первый звук «ссс», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «ссс» выпрямилось туловище, после третьего – у Мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать, выдернул из Мяча свой шланг. Из Мяча с силой выходит воздух со звуком «шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

3. Упражнение  «Два стула»

Ведущий: “Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: “дружелюбное Я” и “раздраженное Я”, и выражать конфликт между ними».

4. Упражнение  «Хорошо или плохо»

Участники записывают на отдельных листах бумаги различные  качества, которые им присущи (не подписывая имени), затем складывают эти листы с кучу. Вытягивается один лист. По кругу каждый участник высказывает свое мнение об указанном качестве. Первый участник начинает свое высказывание со слов «Хорошо быть (называет выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «Плохо быть (выбранное качество), потому что…» и т.д. попеременно. Например: «Хорошо быть не пунктуальным, потому что можешь приходить тогда, когда хочешь», «Плохо быть не пунктуальным, потому что окружающие перестанут тебе доверять»; «Хорошо быть жадным, потому что все достается только тебе», «Плохо быть жадным, потому что сверстники перестанут дружить с тобой». Проводиться в два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негативную стороны качества.

5. Упражнение «Позитив»

Участники разделяются  на группы по три – четыре человека. Каждой группе дается бланк, в левой  стороне которого написаны отрицательные  мысли. Задание: переформулировать  неадекватные мысли в положительные  и записать в правой части бланка. Высказывания:

1) Я этого  не переживу.

2) Я глуп.

3) Он не  прав.

4) У меня  ничего не получается.

5) Как ужасно!

6) Я неудачник.

Занятие 7

Тема: «Прощание»

Цель: завершить  занятия, получить обратную связь с  участниками.

Оборудование: листы бумаги, ручки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Обсуждение  с участниками прошедших занятий  по вопросам:

- Что вы  можете сказать о прошедших  занятиях?

- Что запомнилось  больше всего?

- Помогли  ли занятия вам в чём-то? В  чём?

- Комфортно  ли вам было заниматься в  группе?

- Хотели бы вы в будущем снова позаниматься в этом же составе или в другой группе?

- Почувствовали  ли вы в себе какие-то изменения  в ходе занятий? Какие?

- Узнали ли  вы на занятиях что-то новое  и полезное для себя?

- Заставили  ли эти занятия вас задуматься  о чём-либо? О чём?

- Что вы  можете пожелать ведущему занятий?  Комфортно ли вам было работать  с ним?

- Как вы  считаете, полезны ли такие занятия?  Есть ли у вас советы, как  лучше их организовывать?

2. Игра «Солнце  и планеты»

Ведущий говорит: «За время занятий мы с вами хорошо познакомились и узнали друг друга. Кто-то подружился и сблизился между собой, а кто-то, может быть, и не очень. Сейчас мы с вами поучаствуем в упражнении, которое поможет понять, насколько дружной стала наша группа за это время». Участникам предлагается встать в круг. В центре круга становиться участник, который хочет узнать отношение к себе членов группы. Он становиться Солнцем. Солнце закрывает глаза, а все остальные участники, как планеты вокруг Солнца, выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует близости их отношения состоящим в центре: чем ближе они становятся к нему, тем больше близость из отношений.

3. Упражнение  «Моё будущее»

Участникам  предлагается закончить предложения:

- Моё будущее  видится мне …

- Я жду  …

- Я хочу …

- Я думаю  …

- Я планирую  …

- Мне хочется  достичь успеха в …

- Для этого  мне необходимо …

- Главная  сложность, с которой я столкнусь  …

- Преодолеть  препятствия мне поможет …

4. Упражнение  «Чемодан»

Участники берут  по листу бумаги, складывают их пополам. Затем в этих «чемоданах» нужно написать, что каждый хотел бы увезти на память о прошедших занятиях – новых друзей, воспоминания, эмоции, игры и т.д.

5. Упражнение  «Пожелания»

Все участники  берут по альбомному листу бумаги, пишут на нем свое имя. Затем передают этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника, лист возвращается к владельцу. Ведущий тоже участвует в упражнении и пишет свои пожелания участникам.

6. Ведущий объявляет конец занятий, благодарит группу за участие и интересные занятия и прощается с ними. Правила помогут установить некоторый порядок на занятиях и организовать продуктивную работу с группой [31].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства студентов ТуВГУ характерен средний уровень зависимости от сети Интернет 57,69 % и 42,10 %. Этот результат присущ студентам дневного и вечернего отделений. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. 34,61 % и 57,90 % являются минимальными пользователями сети и только среди студентов очного отделения выявлен начальный уровень Интернет-зависимости 7,70 %. Цель данной работы выполнена, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена уровни и особенности Интернет-зависимых студентов.

Проблема патологического использования  сети Интернет довольно молодая. Особенно актуальной она стала в настоящее  время. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. Каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. Число пользователей «Всемирной паутины» с каждым днём увеличивается.

Студенты по ряду причин составляют основную массу посетителей сети, и именно среди этой группы населения больше всего велик риск Интернет-зависимости. Постоянная потребность в информации, высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность и недостаток времени студентов формируют из них основную массу пользователей Интернета. Частое обращение к услугам сети, лёгкость в пользовании её возможностями, простота и необременительность общения через Интернет, полнота и доступность хранящейся в нём информации, большой каталог развлечений и возможностей становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов.

Результаты показывают, что для  большинства студентов характерен средний уровень зависимости от сети Интернет 57,69 % и 42,10 %. Этот результат присущ студентам дневного и вечернего отделений. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. 34,61 % и 57,90 % являются минимальными пользователями сети и только среди студентов очного отделения выявлен начальный уровень Интернет-зависимости 7,70 %

Таким образом, цель работы выполнена, гипотеза подтверждена.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2002.
  2. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московского Университета. - 2003. - Серия 14. - № 4.
  3. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2005. - №1. - С. 89-100.
  4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М. : Проспект, 2004.
  5. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1.
  6. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб. : Речь, 2007. - С. 190.
  7. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко. - М. : 2007.
  8. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / Карелин А. – М. : Эксмо, 2005. – 416 с.
  9. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 251 с.
  10. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева. – М. : Эксмо, 2008.
  11. Кристал, Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении / Г. Кристал // Психология и лечение зависимого поведения. – М. : 2007.
  12. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб. : 2006.
  13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  14. Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В.А. Попов, О.Ю Кондратьева // Социологические исследования. - 2007. - № 6.
  15. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская. – М. : 2004 г..
  16. Тихомиров, O.K. Общение, опосредствованное компьютером / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский  // Вестник Московского Университета. - 2004. - Серия 14. - №3.
  17. Франкл, В. Человек в поиске смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс,2001
  18. Фриндте, В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келер  // Гуманитарные исследования Интернета. - М. : 2000.
  19. Чудова, И.В. Особенности образа Я Жителя Интернета / И.В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - Т. 22. -  № 1.
  20. http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
  21. http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
  22. http://psynet.by.ru/texts/voysk8.htm
  23. http://psynet.by.ru/texts/voysk5.htm
  24. http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm
  25. http://psynet.by.ru/texts/voysk4.htm
  26. http://www.wikipedia.org.
  27. http://psynet.by.ru/texts/voysk10.htm
  28. http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
  29. http://psynet.by.ru/texts/voysk9.htm
  30. http://www.iworld.ru
  31. http://psyhologia.ru

Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция