Уроки с компьтерной поддержкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.
Задачи исследования:
Выявить современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников;
Определить специфику компьютерного обучения младших школьников;
Изучить педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий;
Составить методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 Компьютеризация обучения младших школьников как научно-педагогическая проблема………………………………………………………6
1.1 Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.2 Специфика компьютерного обучения младших школьников…………….9
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………...13
РАЗДЕЛ 2. Методические основы проведения уроков с компьютерной поддержкой…………………………………………….………………………14
2.1 Педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий…………………………………………………….14
2.2 Методические рекомендации к разработке урока с компьютерной поддержкой …………………………………………………………………….19
Выводы ко 2 разделу…………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Уроки с компьютерной поддержкой.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

•Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальных классов должна быть не более 15 минут.

• С целью  профилактики зрительного утомления  детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Проведение  гимнастики для глаз не исключает  проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и  физкультминуток эффективно снижает  зрительное и статическое напряжение. Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной  школы занятия в кружках с  использованием компьютерной техники  должны проводиться не чаще двух раз  в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут.

Учебные требования можно найти в «Рекомендациях по использованию компьютеров в  начальной школе»:

1. Для реализации  фронтальной формы обучения на  уроке информатики возможно организовать  изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM-устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный одним компьютером с CD-ROM-устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в интернет.

Обучение информатике  в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В. Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться  компакт-диском с компьютерными  программами учебного назначения, иметь  представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с интернетом и электронной почтой.

2. Для групповой  формы обучения на уроке информатики  возможно организовать компьютерную  поддержку в рамках одного  урока без деления на группы  в информационном центре школы. 

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно, с выходом в интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью  метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе "ЛЕГО", цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А. Л. Семенова.  
     Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

3. Для реализации  индивидуальной формы организации  обучения на уроке информатики  с делением класса на две  группы в кабинете информатики  школы в рамках одного урока.  
     При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.  
     Итак, занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников, возможно проводить по расписанию любым уроком (1-м, 2-м, 3-м или 4-м уроками). При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденным директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

 

 

Выводы к 1 разделу

Применение в школе  компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным. В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе, который поможет разнообразить уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.

Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники в начальной школе одна из актуальнейших проблем дидактики, которая нуждается в более тщательной методической разработке.

 

РАЗДЕЛ 2.

Методические основы проведения уроков с компьютерной поддержкой

 

2.1 Педагогический  опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий

Исследуя педагогический опыт обучения младших школьников с применением компьютерных технологий, мы программно-методические комплексы и авторские программы обучения информатике в младших классах. Вот обзор нескольких из них:

1. Учебно-методический пакет  "Роботландия" - это  курс раннего обучения информатике. Роботландия ориентирована на младших школьников (1-3 класс), причем это не введение, не кружковые разработки, а полный курс информатики в начальном звене.

При построении курса были приняты следующие цели изучения информатики в школе:

1) Формирование в сознании  школьника единой информационной  картины мира. Эта задача ставит  информатику в ряд естественных  наук (физика, химия, биология).

2) Формирование компьютерной  интуиции: знание возможностей и  ограничений использования ЭВМ  как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на  практике в тех случаях, когда  это эффективно, и отказ от  компьютеризации там, где это  бессмысленно.

3) Формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Отметим, что операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается.

4) Формирование конструкторских  и исследовательских навыков  активного творчества с использованием  современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Сформулированные задачи определили четыре линии курса, которые  можно кратко обозначить ключевыми  словами: информация, компьютер, программирование, творчество. Линия «информация» мировоззренческая. Она учит выделять информационные процессы в окружающем мире, распознавать способы хранения, передачи и обработки информации. Линия «компьютер» учит использовать ЭВМ как инструмент для деятельности. Линия «программирование» использует инструментарий концептуального программирования для овладения структурной методологией решения задач. Линия «творчество» учит детей различным видам познавательной деятельности, используя компьютер как средство,  помогающее такому обучению, и как инструментарий такой деятельности. Многие задачи в курсе ставятся таким образом, что превращаются для детей в маленькие самостоятельные исследования.     

Форму урока учитель может  выбрать по своему желанию: или групповую, или в парах, или фронтальную. Если учитель выбирает групповую  работу, а групповая работа дает хорошие результаты, то необходимо научить детей работать в группе, а это очень большой и трудоемкий труд, который будет продолжаться в течении нескольких уроков информатики, а так как информатика всего один раз в неделю, то может просто не хватить времени на достижение поставленной на уроке цели. Если учитель выбирает фронтальную форму обучения, то она тоже будет продуктивной потому, что как было сказано ранее, урок - это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а это беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящий в  игру. При этом вторая часть урока предназначена для работы за компьютером, а эта работа всегда индивидуальна, поэтому у учеников есть возможность проверить свои знания, точнее проконтролировать себя. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда получит от учителя.

2. Авторская программа  дополнительного образования библиотекаря  Интернет-класса Узинцевой Т.  А. "Компьютер - мой друг и помощник!" основывается на постоянно совершенствующемся мире компьютерных технологий, накопленном опыте по преподаванию основ новых информационных технологий отдела АБИС ЦСДШБ г. Озерска и уникальном фонде электронных книг, энциклопедий и развивающих игр Медиацентра.

Программа представляет среду  для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовый  редакторы, электронные книги и  игры на развитие логического мышления, памяти и воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов). Теоретические знания для младших классов даются на уроках в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.

В программе "Компьютер - мой друг и помощник!" и назначение, и оформление программ, и их последовательность подчинены одной цели - обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задач курса. Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения.

Занятия курса "Компьютер - мой друг и помощник!", так же, как и уроки информатики  проводятся для групп, равных половине класса и рассчитаны на 2 года обучения. Программа предусматривает формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников. Цель предусматривает решение следующих задач: 1) дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком; 2) способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников; 3) выработать навыки культурно-продуктивного общения; 4) научить использованию компьютера для получения новых знаний;

Средства достижения: 1) использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала; 2) проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят; 3) применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках; 4) включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия;

Принципы, положенные в основу курса - принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность  подачи информации, принцип последовательности - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, - обязательные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

Продолжительность урока 45 минут (25 минут - повторение пройденного  материала, объяснение нового и 20 минут - работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста). Периодичность занятий в первый и второй год обучения - 2 раза в месяц.

3. Программный комплекс “Путешествие в информатику” (разработчик компьютерной программы Куликова Т.Н.) является прямым дополнением и служит компьютерной поддержкой существующего на сегодня мощного учебно-методического комплекса «Информатика в играх и задачах» в виде рабочих тетрадей, контрольных работ, методических рекомендаций для учителя, разработанного авторским коллективом под руководством Горячева А.В. Программный комплекс “Путешествие в информатику” ориентирован на развитие логического мышления и формирование у детей 6-10 лет начальных навыков работы на компьютере, может использоваться как для проведения уроков информатики в школе, так и для индивидуальных занятий родителей с детьми. Для наиболее полной реализации образовательных и развивающих задач курса “Информатика в играх и задачах” необходимо совмещение «компьютерных» уроков с занятиями по рабочим тетрадям, а также – с использованием игр и задач, описанных в пособии для учителя (учебно-методический комплекс «Информатика в играх и задачах»).

Необходимо  также отметить, что выявить и  полноценно реализовать межпредметные  связи, используя материал курса, может  только учитель начальных классов. Поэтому в условиях школы наиболее предпочтителен подход, при котором  “компьютерные” уроки проводят преподаватели информатики, а занятия по тетрадям – учителя начальных классов. В состав ПК для 1 класса входит 15 заданий, аналогичных заданиям рабочих тетрадей “Информатика в играх и задачах” для 1 класса. В состав ПК для 2 класса входит 21 задание, аналогичных заданиям рабочих тетрадей “Информатика в играх и задачах” для 2 класса. ПК для 3 класса находится в стадии апробации и завершающей доработки. В заданиях реализуется вариативный подход: при каждом повторе условие задачи несколько изменяется. При повторном выполнении некоторых заданий ученику предлагается выбрать один из нескольких уровней сложности. Во всех заданиях обеспечивается дифференцированный контроль результатов их выполнения. Чтобы совместить работу по тетрадям “Информатика в играх и задачах” с занятиями на компьютере, не увеличивая общую нагрузку с 34-36 учебных часов в год (1 час в неделю), рекомендуется заменять работу с некоторыми заданиями в тетрадях выполнением аналогичных заданий на компьютере. В методических пособиях для использования компьютерной поддержки преподавателем на уроках имеются таблицы для каждого “компьютерного” задания, где указана самая ранняя возможность его использования в тематическом плане курса. К выполнению уже знакомого       задания на компьютере можно снова вернуться в любое другое время. «Путешествие в информатику» знакомит школьников с алгоритмами и величинами, множествами и графами, элементами логики и комбинаторики, способствует развитию логического мышления детей, учит: описывать свойства и отношения объектов, сравнивать и группировать объекты, составлять и выполнять алгоритмы,         выполнять логические операции, составлять и использовать таблицы и схемы. Образовательные и развивающие цели выполнения всех заданий соответствуют целям, изложенным в описании соответствующих уроков («информатика в играх и задачах», методические рекомендации для учителя).

Информация о работе Уроки с компьтерной поддержкой