Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:29, реферат
Урок – основная структурная единица учебного процесса в школе. Она имеет следующие признаки:
Постоянный состав обучаемых групп;
Относительно стабильный состав педагогов;
Предметная система обучения;
Относительная структурная законченность определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнение, контроль усвоения).
Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок – основная структурная единица учебного процесса в школе. Она имеет следующие признаки:
В уроке отражаются
преимущества классно-урочной
Классно-урочная
система обучения, как ни одна
другая, предполагает тесную связь
обязательной учебной и
Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Бударный А.А.
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
М.Н.Скаткин
Из данного определения
Точно установленная продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин., а в начальных классах он может составлять 30-35 мин.);
Урок проводятся по твердому расписанию;
На каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;
Учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;
На уроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависит от поставленных дидактических задач.
Урок включает в себя такие компоненты учебно-воспитательного процесса , как цель урока, его содержание, средства и методы, применяемые на нем, деятельность по организации и управлению учебной работой, все дидактические элементы урока.
Основной сущностью урока является коллективно-индивидуальное общение между учителем и учениками. В результате такого общения происходит усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие у них способностей общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Следовательно, урок одновременно является формой как обучения в целом, так и организации обучения.
Функция урока заключается в том, чтобы была достигнута завершенная, но частичная цель. Такая цель, с одной стороны, состоит в усвоении нового, целостного материала, который одновременно может являться и частью более обширного материала, а с другой стороны – частичного усвоения этого материала на уровне сознательного восприятия и запоминания.
Особенности урока прежде всего обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в системе общеобразовательного процесса, а также вопросами, которые заключаются в том, нужен ли опрос или же нет, обязательно ли задавать домашнее задание, как лучше организовать коллектив учащихся, как связать предыдущие уроки с последующими, как учесть индивидуальные способности школьников.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что урок многопланов и многогранен, в него входит множество компонентов, составляющих процесс обучения. Урок решает конкретные задачи каждого отдельно взятого временного отрезка учебного процесса, но одновременно он является маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы, поэтому решает те дидактические цели, которые стоят в данный момент перед ним.
Перед началом урока учитель должен поставить пред собой цели, которые он хочет выполнить. Современная дидактика уделяет особое место постановке цели урока. Она должна быть не пространной, а конкретной, решать соответствующие ей дидактические задачи воспитания и развития учащихся. Когда учитель определит основную цель своего урока, он устанавливает средства, т.е. то, что поможет ему в достижении поставленной цели. А после этого учитель ищет способ, т.е. как он будет действовать при достижении цели.
Под целью подразумевается ранее планируемый, предполагаемый результат деятельности в отношении преобразования какого-либо предмета. В педагогике объектом преобразования выступает учебная деятельность учащегося, а результатом – уровень воспитанности, развития и обученности, которого учащийся сумел достичь в процессе получения знаний. Если раньше под конечной целью урока рассматривалась только передача какого-то определенного объема знаний, а учитель стремился лишь к передаче отдельно взятого урока ставятся в соответствии с целями всего процесса обучения и образования.
В настоящее время цель каждого урока должна отличаться конкретностью. Учитель должен точно знать, какими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать, про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учителем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три основные дидактические задачи:
В современной педагогической деятельности нынешнему уроку предъявляют следующие требования:
Как дидактические задачи, так и конкретные цели каждого урока реализуются в реальной педагогической практике через решение учебных задач. Такие задачи даются учащимся для закрепления полученных на уроке знаний, умений, навыков. К ним относится и решение арифметических действий, и составление плана пересказа, и разбор предложений, и лабораторные работы, и составление гербариев и других коллекций. Эти учебные задачи призваны отражать деятельность школьников в конкретных ситуациях. Иными словами, учебные и дидактические задачи становятся основным средством достижения целей урока и конструирования действий как учителя, так и учеников.
СТРУКТУРА УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ
Структура урока в теории и практике современного обучения имеет принципиальное значение, потому что определяет эффективность познавательного процесса и его результаты. Единого мнения о том, какие элементы можно считать структурой урока, а какие нет, не существует. Одни ученые выделяют в структуре урока то, что чаще всего встречается в ней. К таким элементам они относят закрепление пройденного материала, изучение нового, домашнее задание, контроль и учет знаний учащихся, их обобщение. другие выделяют такие элементы, как цель урока, методы и приемы обучения, содержание учебного материала и способы ею организации. Но есть и третья позиция, последователи которой утверждают, что элементов урока существует так много, что нельзя Выделить его постоянную, однозначную структуру
Хотя в урок включены цели, методы и формы обучения, содержание, технические средства, методы контроля и формы организация учебной деятельности учащихся, дидактические материалы для самостоятельной работы, они не являются компонентами урока. Но нельзя утверждать и того, что в уроке невозможно выделить постоянную структуру.
Ученые-педагоги едины во мнении, что структура урока де может быть безликой. Согласно М IИ. Махмутову, структура урока отражает:
1) логику процесса обучения, его
закономерности как явления
2) логику усвоения новых знаний в качестве внутреннего психологического явления, закономерности такого усвоения;
З) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, которые отражают логику познавательной деятельности человека;
4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Среди элементов урока, которые будут отражать названные выше закономерности, можно выделить в этом случае актуализацию, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного. Благодаря этим компонентам на уроке происходит обеспечение необходимыми и достаточными условиями для усвоения учащимися новых знаний, активизации их мыслительной деятельности при выполнении самостоятельной работы, формирования у ребят знаний, умений и навыков, развития у них интеллектуальных способностёй.
Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если учитель правильно поймет значение функций каждого отдельного этапа урока, а также их структурное взаимодействие с другими структурными его разделами. Словом, учитель должен осознавать, что каждый этап урока связан с предшествующими и последующими его частями, и только в этом случае получение знаний станет наиболее продуктивным. Но для этого необходимо еще одно условие. Эффективное формирование новых знаний у учащихся может обеспечиваться только в том случае, если учащиеся будут опираться на ранее изученный материал. Закрепление пройденного может осуществляться как через устный опрос, так и через контрольные и самостоятельные работы. Некоторые из них могут быть маленькими и должны проводиться в начале урока.
Введение нового понятия может осуществляться также через создание учителем проблемной ситуации, которую он предложит разрешить на уроке своим ученикам, а также через выдвижение гипотез о способе решения тех или иных проблем.
Такой подход к структуре урока исключает шаблонность в дёйствиях учителя и, наоборот, расширяет его творческие рамки при разработке методической подструктуры взятого в отдельности урока. Методическая структура каждого урока разрабатывается самим учителем на основе дидактической структуры. Поскольку каждый учитель имеет свой подход к проведению урока, то методическая структура будет отличаться большой вариативностью. Поэтому в отличие от дидактической структуры, методическая — величина переменная. В ней может быть разное число элементов, номенклатура и последовательность которых определяется самим учителем в зависимости от тех целей и задач, которые он поставил для развития знаний и умений учащихся.
Например, на одном уроке учитель просто воспроизводит рассказ, ставит вопросы, на которые должны ответить ученики; на другом уроке он может показать способы деятельности, а учащимся затем следует воспроизвести действия учителя; на третьем же уроке учащиеся могут решать некие поисковые задачи, с помощью которых происходит закрепление ранее изученного материала. дидактическая структура является постоянной величиной, учитель должен опираться на нее как на общее предписание, а вот методическая подструктура обязывает учителя планировать свои конкретные действия на каждом уроке.
Типология уроков остается спорной
проблемой в современной
• из цели занятий, содержания и способов их проведения;
• из дидактической цели;
• из дидактичёских задач, которые решаются на уроке;
• из основных этапов учебного процесса;
• из способов организации учебной деятельности учащихся;
• из методов обучения.
Классификацию урока, исходящую из цели занятий, содержания и способов его проведения, предложил в своей работе «Современный урок» М.И.. Махмутов. Его структура урока считается наиболее разработанной. Махмутов выделяет пять типов уроков.
1. Уроки изучения нового
2. Уроки совершенствования
З. Уроки обобщения и
Информация о работе Урок-как основная форма организации работы в школе