Урок "Береги глаза смолоду"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:48, практическая работа

Краткое описание

Цели: сформировать представление об иллюзиях, глазных заболеваниях, травмах, их причинах и профилактике; показать вред компьютера для зрения; обосновать правила гигиены зрения; продолжить формировать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: плакаты “Строение глазного яблока”, “Зрительный анализатор”, компьютер с проектором и экран (ММП)

Вложенные файлы: 1 файл

Береги глаза смолоду.docx

— 18.61 Кб (Скачать файл)

Береги глаза смолоду.

Цели: сформировать представление об иллюзиях, глазных заболеваниях, травмах, их причинах и профилактике; показать вред компьютера для зрения; обосновать правила гигиены зрения; продолжить формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: плакаты “Строение глазного яблока”, “Зрительный анализатор”, компьютер с проектором и экран (ММП)

Ход урока

1. Приветствие учащихся.

Учитель: Благодаря зрению мы получаем 95% информации.

Закройте глаза – представьте, что ничего вокруг нет. Откройте. Как-то жутковато?

Вкус еды дает соль, а  вкус мира – глаза! И мы с вами поговорим о зрении.

II. Опрос домашнего  задания.

1. учащийся отвечает на  вопросы теста на компьютере.

2. фронтальный опрос

вопросы:

а) Строение глазного яблока и вспомогательного аппарата. (Брови, веки, ресницы, слезные железы, слезные  протоки, 6 глазных мышц)

б) Из каких звеньев состоит  анализатор?

(1 звено – рецептор, 2 –  проводящий путь, 3 – центр коры  большого мозга)

в) Что такое желтое пятно?

(Место на сетчатке, где  расположены исключительно колбочки)

г) Что такое слепое пятно?

(Место на сетчатке, откуда  выходит зрительный нерв, оно  лишено рецепторов).

д) Опишите путь, который проходит луч света от предмета до сетчатки.

III. Новый материал

Задания на карточке.

( На столе лежат карточки  со зрительными иллюзиями (приложение №1),

учащиеся работают в тетрадях.)

Проверить задания на карточке.

Ответы:

1. На картинках изображены  и молодые и пожилые женщины.

2. Линии параллельны.

3. Отрезки АВ и ВС равны.

4. Они параллельные прямые.

5. Все человечки по  размеру равны.

6. Если смотреть прямо  – изображена лошадь, если лист  повернуть боком – лягушка

7. Линии параллельны.

Все, что вы видите, это  зрительные иллюзии. На карточке лишь малая часть иллюзий. Иллюзия, когда  черное и синее – кажется меньше, а белое – больше. Полосы, расположенные  горизонтально – увеличивают  в ширину, а вертикальные полосы – в длину. Можно ли использовать полученные знания в повседневной жизни?

( Учащиеся отвечают: в  живописи, интерьере квартиры, в  подборе одежды, театр теней, в  архитектуре и т.д.)

А теперь давайте попробуем  применить на практике полученные знания об иллюзиях.

Класс делится на две группы.

- Первая группа проектирует  модели одежды для людей с  нестандартной фигурой.

- Вторая группа разрабатывает  интерьер маленькой комнаты с  низкими потолками.

Иллюзии в театре теней.

( Используя проектор, показать  на экране рисунки)

(приложение №2)

Существует поговорка  “Свой глаз лучше родного брата”. Страшное наказание – лишение  зрения. А сейчас давайте поговорим  с вами о глазных заболеваниях и мерах их предупреждениях и  профилактики.

(Работа с ММП. На экране – заболевания глаз. Учащиеся записывают их названия в тетради).

а) Бельмо – помутнение роговицы.

б) Конъюктивит – воспаление конъюктивы (соединительной оболочки глаза).

в) Катаракта – помутнение хрусталика.

г) Близорукость – способность  видеть предметы только вблизи.

д) Дальнозоркость – способность видеть предметы только вдали.

е) Косоглазие

Сообщение учащегося  “Влияние компьютера на зрение”

Учащиеся проводили исследовательскую  работу на тему: “Влияние компьютера на зрение”.

Зрительная система человека плохо приспособлена для рассматривания изображения на экране монитора компьютера. Суть работы на нем – ввести или  прочитать текст, нарисовать или  изучить детали чертежа. А это  – огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

Не меньше вредит зрению и некачественное программное обеспечение. Неудачный подбор цвета, шрифтов  очень плохо сказывается на зрении.

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. У сидящих долгое время перед ПК ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двойное изображение…

Установлено, что более 70% взрослых, работающих с компьютером, страдают особым заболеванием, известным  как “компьютерный синдром”. Его  причина – необходимость вглядываться в монитор на протяжении нескольких часов. Но этот синдром затронул и  детей. Из-за того, что дети используют компьютер совсем в иных целях, чем  взрослые, они подвержены этому синдрому еще сильнее. Это связано с  тем, что дети не знают меры в играх  и редко делают перерыв, в результате их взгляд оказывается долго сфокусированным  на мониторе, что может повлечь  нарушение аккомодации и дети могут выдерживать высокие нагрузки, и часто не обращают внимание на усталость глаз.

Что же нужно делать, что  бы сохранить свое зрение? Главное, освещение должно быть хорошим, не слишком  ярким, но и не отсутствовать совсем. Стол нужно поставить так, чтобы  дневной свет не был перед вами. Если так не получается, то нужно  воспользоваться жалюзи. Экран монитора должен быть чистым и удаленным от глаз не менее чем на 50 – 60 см. Центр  экрана должен быть на уровне глаз или  чуть ниже. И самое главное, долго  не сидеть за компьютером и делать каждый час перерыв не менее чем  на 15 минут.

Профилактика  нарушения зрения.

Гимнастика для  глаз.

(На парте у учащихся  лежат напечатанные упражнения  для глаз. Вместе с детьми проделать несколько упражнений, которые можно сделать в классе).

1. Часто моргайте  в течение 15 с. Повторите упражнение 4 – 5 раз.

Улучшает кровообращение глаз.

2. Крепко зажмурьте  глаза на 3 – 5 с., затем широко откройте их. Повторите 5 – 7 раз.

Укрепляет мышцы  век, расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровообращение.

3. Перемещайте  взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке,  вправо-влево, вверх вниз, восьмеркой).

Укрепляет мышцы  глаз.

4. Закройте глаза  и массируйте веки круговыми  движениями пальцев в течение  1 минуты (от внутренних уголков  глаза по верхним векам - к  наружным уголкам глаз, затем  по нижним векам – к внутренним  уголкам глаз).

Расслабляются мышцы  глаз, улучшается кровообращение, уменьшается  количество морщин.

5.Обоими глазами  смотрите 3 – 5 с. на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так 6 – 8 раз.

Способствует  улучшению аккомодации глаз.

6. Стоя возле  окна, сосредоточиться на предмете, находящемся близко от глаз (это  может быть точка на стекле), затем переводить взгляд на  удаленный объект.

Повторить 10 раз.

Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком  расстоянии. Облегчает сумеречное зрение.

Глаза отдохнули? Упражнения запомните и не забывайте их делать.

Страшно родиться без зрения, а еще страшнее его потерять. Никогда  не проходите мимо людей, которые  нуждаются в вашей помощи. Скажите, а вы сегодня узнали что - то нового для себя?

Если остается время от урока, можно провести тест на закрепление.

(Учащиеся работают в  тетрадях. На экране – слова, варианты ответов )

1. Хрусталик

2. Сетчатка

3. Рецептор

4. Зрачок

5.Стекловидное тело

6. Зрительный нерв

7. Белочная оболочка и  роговица

8. Радужная оболочка

9. Сосудистая оболочка

10. Зрительная зона коры  мозга

ВОПРОСЫ

1.Перечислите 3 части зрительного  анализатора последовательно.

2.Что воспринимает зрительные  раздражения?

3. Что проводит возбуждение  в мозг?

4. Что преломляет лучи?

5. Состоит из светочувствительных  клеток?

6. Может менять свою  кривизну?

7. Отверстие в радужной  оболочке?

8. Черный и питающий  слой глазного яблока?

9. Что относится к оптической  системе глаза?

10. Защитная оболочка глаза?

ОТВЕТЫ:

1) 3, 6, 10

2) 3

3) 6

4) 1

5) 2

6) 1

7) 4

8) 9

9) 1

10) 7


Информация о работе Урок "Береги глаза смолоду"