Урок как основная форма организации в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 07:01, реферат

Краткое описание

Основным подходом к организации системы обучения в современной школе остается классно-урочная система, а основной формой организации учебного процесса является урок. Несмотря на современные цели образования, определенные перемены в методиках и содержании преподавания структура урока в массовой школе остается неизменной. Основным элементом ,как бы сказать каркасом, этой структуры является сочетание фронтальной (работа учителя с классом) и индивидуальной (самостоятельная работа учащихся) форм работы. О каком бы уроке ни шла речь, фронтальная работа учителя с классом и индивидуальная работа учащихся остаются неизменны. Это означает, что процесс усвоения в классе строится, прежде всего, на этом сочетании общих форм учебной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……………………………………….2
Сущность, цели и типы урока……………………………………………………………………………..3
Инновационные формы урока……………………………………………………………………………8
Подготовка учителя к уроку……………………………………………………………………………..…9
Заключение………………………………………………………………………………………………..……..11
Список литературы……………………………………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

                                                       Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……………………………………….2

Сущность, цели и типы урока……………………………………………………………………………..3

Инновационные формы урока……………………………………………………………………………8

Подготовка учителя к уроку……………………………………………………………………………..…9

Заключение………………………………………………………………………………………………..……..11

Список литературы……………………………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

 

«Учитель  готовится к хорошему уроку всю жизнь…»

В. А. Сухомлинский

 

 

Основным  подходом к организации системы  обучения в современной школе  остается классно-урочная система, а основной формой организации учебного процесса является урок. Несмотря на современные цели образования, определенные перемены в методиках и содержании преподавания структура урока в массовой школе остается неизменной. Основным элементом ,как бы сказать каркасом, этой структуры является сочетание фронтальной (работа учителя с классом) и индивидуальной (самостоятельная работа учащихся) форм работы. О каком бы уроке ни шла речь, фронтальная работа учителя с классом и индивидуальная работа учащихся остаются неизменны. Это означает, что процесс усвоения в классе строится, прежде всего, на этом сочетании общих форм учебной работы.

Почему урок — главная форма обучения? Именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной работе школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Именно на уроке достигается обучение, развитие учеников. Другие формы только помогают уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                       Сущность, цели и типы урока

 

 

Урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Сущность  и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой,- как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение  любого урока начинается с осознания  и правильного, четкого определения его конечной цели -чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока  в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие  пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят     уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
  • уроки обобщения и систематизации
  • комбинированные уроки
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

 

 

Урок  изучения нового материала.

Целью данного  типа урока является овладение учащимися  новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Структура:

  • Организационный момент
  • Подготовка к восприятию материала или актуализация опорных знаний, умений, представлений
  • Мотивация учебной деятельности
  • Объявление темы, цели, заданий урока
  • Изучение нового материала (первичное усвоение)
  • Осмысление новых знаний, умений
  • Закрепление, систематизация и обобщение
  • Контрольно – корректирующий этап
  • Подведение итогов урока
  • Инструктаж выполнения домашнего задания

Чаще всего  таким уроком является вступительный  урок курса (темы, раздела), когда он в незначительной мере связан с темой  предыдущего урока. Также можно  выбрать этот тип в случае, когда  содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых  понятий и положений.

Может использоваться пояснительно – иллюстративный материал. Занятие можно провести в форме  беседы, лекции, представляемого путешествия  или экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учеников. Во время проведения урока можно конспектировать, составлять тезисы, опорные схемы, работать с учебником, картой, справочником и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учениками происходило не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.

Наиболее  применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних  и старших классах изучается  довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков.

Основные  дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:

  • систематизация и обобщение новых знаний
  • повторение и закрепление ранее усвоенных знаний
  • применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
  • формирование умений и навыков
  • контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков  

Видами этого  типа уроков являются:

  • уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений)
  • урок — лабораторная работа
  • урок практических работ
  • урок — экскурсия
  • урок — семинар

Содержание  уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности заданий и поэтому способствует дифференциации и индивидуальности обучения. Уроки формирования и усовершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, представляемых экспедиций и соединять индивидуальные, фронтальные и групповые методы работы.

Когда на практическую работу отводится целое занятие, то может быть использован такой тип урока, как урок использования знаний, умений и навыков.

Урок  обобщения и систематизации.

Урок этого  типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение. Для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов -четверти, полугодия и за весь год обучения.

Структура:

  • Сообщение темы и цели урока
  • Мотивация учебной деятельности
  • Воспроизведение и коррекция опорных знаний
  • Обобщение и систематизация понятий
  • Усвоение ведущих идей и теорий на основе широкой систематизации
  • Домашнее задание

Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы соответствующего курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выявленном материале закономерностей, логично-следственной связи, глубокой сущности процессов и явлений; на переход от отдельных к более широким обобщениям. Нужно обратить внимание на то, что систематизация предвидит определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе взаимосвязей – схема, обобщающая таблица и т.д. Ни в коем случае нельзя считать систематизацией простое воспроизведение отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.

Психологически  такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Комбинированный урок (смешанный).

Свое название он получил оттого, что при его  проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и  виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и  навыков и т.д.

На уроках данного типа решается несколько  дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

Структура:

  • проверка домашнего задания
  • подготовка к усвоению новых знаний
  • объяснение нового материала
  • закрепление изученного материала
  • задание на дом

На уроке  комбинированного типа его составные части - повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

Это наиболее распространенный тип урока в  существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше.

Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков.

Уроки этого  типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обучения учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обучения детей.

Видами урока  контроля и коррекции могут быть:

  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)
  • письменный опрос, диктанты, изложения, и т.д.
  • зачетная практическая (лабораторная) работа
  • практикумы
  • контрольная самостоятельная работа и т.д.

Все эти и  другие виды уроков проводятся после  изучения целых разделов, крупных  тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обучения является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный  урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях  и навыках учащихся, в организации  их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих  уроках, вносится необходимая коррекция  и в деятельность учащихся, и в  деятельность учителя.

Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого его этапа. Учителю необходимо обстоятельно продумать, чему он должен научить школьников, как использовать занятия для развития их мышления, памяти, познавательных способностей и интересов, какие воспитательные задачи он будет решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Инновационные формы урока

 

В последнее  время в школе все шире используются нестандартные, инновационные формы урочных занятий и ведутся поиски их дальнейшей модернизации. К ним, в частности, относятся: уроки-семинары, уроки-конференции .

Цель и  специфика уроков-семинаров (от лат. seminarium – рассадник, в данном случае – рассадник знаний) состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Проводятся они, как правило, в старших классах. При подготовке этих уроков учитель заранее разрабатывает вопросы и указывает литературу для самостоятельной работы, отводя на ее изучение необходимое время. После этого проводится сам семинар. Учащиеся детально обсуждают поставленные вопросы, используя для этого как материал учебника, так и сведения из дополнительной литературы, уточняя, расширяя и углубляя свои знания. Учителю следует поощрять нестандартные суждения, оригинальные мысли, поиски новых подходов к осмыслению изучаемой темы. Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и позволяют им приобретать умения самостоятельно добывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.

Информация о работе Урок как основная форма организации в школе