Условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что руководство детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ будет осуществляться более успешно при следующих условиях: участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 84.66 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4

Уровни развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.

Уровни развития игровых умений

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

 

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Низкий

2

20

0

0

3

30

2

20

Средний

6

60

2

20

5

50

4

40

Высокий

2

10

8

80

2

20

4

40


 

Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что для правильное руководство детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ при соблюдении определенных педагогических условий способствует развитию игровых умений у старших.

Проявления игровых умений можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.

Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей, можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

 

Заключение

 

В теоретических исследованиях о руководстве детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ мы опирались на следующие положения: игровые умения связаны с развитием личности ребенка, его воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеют игровые умения дошкольника. Для педагогического руководства в игре в целях развития игровых умений у ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.

В нашей работе мы рассмотрели понятие «детская игра» в психолого-педагогической литературе, определили особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте, выявили условия руководства детскими играми в предметно-игровой среды ДОУ. Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное исследование.

На констатирующем этапе исследования мы создали подходящую предметно-игровую среду для проведения эксперимента, оснастив группу необходимым оборудованием, выявили особенности проявления игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития игровых умений, что связано с отсутствием специальной работы по руководству детскими играми.

Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям предоставлена полная свобода действия, т.е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей.

На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по руководству детскими играми и организации игровых умений у старших дошкольников. Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития игровых умений, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла. Планируя работу по руководству играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Библиография

 

1. Артамонова, О. Предметно-пространственная  среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О.Артамонова// Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей  в игре (пособие для воспитателя  детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.

3. Валлон, А. Психическое развитие  ребенка [Текст]/А.Валлон. – М.: Просвещение, 1967.-345 с.

4. Воронова, В.Я. Творческие игры  старших дошкольников [Текст] / В.Я.Воронова. – М.: Просвещение,2001.- С.356.

5. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.

6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль  в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С.Выготский. –М.: Педагогика, 1991.- С.78.

8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль  в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.

9. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой

среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.

10. Дошкольная педагогика. / Под  ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.- 345 с.

11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое  значение [Текст] / Р.И.Жуковская. – М.: Просвещение, 1984.- 89 с.

12. Запорожец, А.В. Избранные психологические  труды. Т.1. [Текст] / А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1986.- 66 с.

13. Ивакина, И.А. Руководство творческими  сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст]/И.А.Ивакина. – Пенза, 1995.- С.234.

14. Игра дошкольника /под редакцией  С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 446 с.

15. Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.- 128 с.

16. Игрушки и пособия для детского  сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.:Просвещение, 1987.- 45 с.

17. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный  центр, кафедра психологии КГПИ  им. В.И.Ленина, 1991. -129 с.

18. Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях [Текст]/П.Ф.Каптерев// Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. IV. СПб. 1898. — С. 3—17; 24—57.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика:Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е изд.,стер. – М.:Академия,2002. – 416 с.

20. Коррекционная педагогика:Учеб. Пособие/ Инна Аександровна. Зайцева,Вадим Сергеевич. Кукушин, Георгий Георгиевич. Ларин, и др.; Под ред. В.С.Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.; Ростов н/Д:МарТ,2004. – 352 с.

21. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985.- 312 с.

22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития  психики [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М., 1981.- С.447.

23. Леонтьев, А.Н. Учение о среде  в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) [Текст]/А.Н.Леонтьев// Вопросы психологии. – 2006. - №1.

24. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т.А.Марковой [Текст]/Д.В.Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – С.348.

25. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В.Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.- 423 с.

26. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами  в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Онега, 1994.- 227 с.

27. Михайленко, Н.Я. Как играть с  ребенком [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Педагогика, 1990.- 174 с.

28. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной  игры в детском саду: Пособие  для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

29. Михайленко, Н.Я. Педагогические  проблемы руководства и управления  игрой [Текст]/Н.Я.Михайленко// Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

30. Михайленко, Н.Я. Педагогические  принципы организации сюжетной  игры [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.Короткова// Дошкольное воспитание. –1998. - №4.

31. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной  игры у детей 6 года жизни [Текст] /Н.Я.Михайленко, Н.Короткова// Дошкольное воспитание. – 1989. - №8.

32. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной  игры.Психолого-педагогический аспект [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъяков. – М.: Педагогика, 1987.- 443 с.

33. Михайленко, Н.Я. Формирование совместных  предметно-игровых действий [Текст]/Н.Я.Михайленко// Дошкольное воспитание. 1987.- № 6.

34. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]/В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1985.- 237 с.

35. Мухина, В.С. Психологические особенности  детей преддошкольного и дошкольного возраста [Текст] / В.С.Мухина// Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) – М.: Просвещение, 1973.- С.34.

36. Немов, Р.С. Психология. Т. 2. [Текст]/Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 2000.- С.348.

37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая  среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4.

38. Новоселова, С.Л. Игра и вопросы  всестороннего воспитания детей [Текст] / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина// Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.

39. Новоселова, С.Л. Руководство формированием  игры [Текст] / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина//Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.

40. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48.

41. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая  среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

42. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова. – М.: Просвещение, 1980.- 330 с.

43. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:Учеб. Для студентов высш. И сред. Пед.учеб. заведений [Текст] / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.:Академия,2003. – 512 с.

44. Педагогический словарь. Издательство  академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора. – М.: Просвещение, 1960.- С.29.

45. Петровский, В.А. Построение развивающей  среды в дошкольном учреждении [Текст] /В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова. – М.: Просвещение, 1993.- С.238.

46. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический  аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.- 339 с.

47. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 1983.- 457 с.

48. Психология: Словарь / Составитель  Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 1990.- С.334.

49. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая  российская энциклопедия», 1999.- С.278.

50. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические  труды [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение,2003.-С.327.

51. Руководство игр детей в  дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова /под редакцией М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 235 с.

52. Руководство играми детей  в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.- С.448.

53. Советский энциклопедический  словарь. – М.: Просвещение, 1984.- С.67.

среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М.: Просвещение, 1988.- С.58.

54. Усова, А.П. Роль игры в воспитании  детей/ Под редакцией А. В. Запорожца [Текст]/А.П.Усова. – М.: Просвещение, 1976. – С.235.

55. Усова, А.П. Роль игры в воспитании  детей / Под ред. А.В.Запорожца [Текст] /А.П.Усова. – М.: Просвещение, 1976.- С.56.

56. Флерина, Е.А. Игра и игрушки [Текст]/Е.А.Флерина. – М.: Просвещение, 1973.- С.80.

57. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие  для студентов вузов, обучающихся  по пед.спец. [Текст] / И. Ф. Харламов. – Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.:Гардарики,1999. – 514 с.

58. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.- С.27.

59. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Те

 


Информация о работе Условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ