Учебно-познавательная деятельность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Учебно познавательная деятельность студентов.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь  неконструктивные социальные установки (типа "Чего от тебя можно ждать!"), ведущие к интенсивным негативным эмоциям (страха, вины, обиды и т.п.), детерминируют появление познавательных барьеров, затрудняют ситуацию взаимодействия и искажают восприятие партнера [14].

Таким образом можно утверждать, что переживания неотделимы от познавательного акта, поскольку "сознание - не только знание, но и переживание" [59].

На наш взгляд, сильнейшим социальным регулятором технологически организованной учебно-познавательной деятельности, главным механизмом её интенсификации является субъектность. Как справедливо отмечает Е.Н. Волкова, субъектность выражает определённую позицию личности и раскрывает те характеристики личности, которые определяют её отношение к деятельности [12]. Атрибутами субъектности, влияющими на интенсификацию познавательной деятельности, являются:

активность,

сознательность,

ответственность,

высокая самооценка,

готовность к саморазвитию и  самоуправлению.

Для осознания себя субъектом собственной  деятельности и отношений нужна специфическая внутренняя позиция личности. Б.С. Братусь, описывая внутренний план личности, способной к диалогическому взаимодействию, включил в него следующие свойства:

отношение к другому как к  самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";

способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;

творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;

потребность в позитивной свободе;

способность к свободному волепроявлению;

возможность самопроектирования будущего;

вера в осуществимость намеченного;

внутренняя ответственность перед  собой и другими;

стремление к обретению общего смысла своей жизни.

Такая внутренняя позиция личности и обеспечивает способность к  саморазвитию [9].

Вопрос о субъектах в технологическом  обучении имеет принципиальное значение, поскольку судьба технологических  инновация прямо зависит от субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося. Субъект - это не только человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, но и ещё тот, кто способен к организации своей активности. "Организация личностью своей активности сводится к её мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для её осуществления" [1]. Субъекта отличает желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Такому пониманию субъекта А.И. Пригожин противопоставляет зависимого исполнителя ("приказчика"), получающего свою компетентность от других и реализующего её в заданном объеме и режиме [44].

Внедрение образовательных технологий требует становления субъектности не только от педагога, но и от студента. Работа студента в технологическом режиме требует от него культуры интеллектуального труда, самостоятельности, активности, инициативы, смены личностных ориентаций и мотивационных установок. Все личностно ориентированные технологии базируются на синергетическом постулате о самоорганизации человеческого сознания. Именно эти технологии способны создать условия для пробуждения этого сознания и указать ориентиры личностного потенциала самоорганизации. Так, например, в работах модульных технологов (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова и др.) прямо сказано о том, что модульное построение учебного курса побуждает самостоятельно изучать данную науку, позволяет осмысливать свои переживания и эмоции, строить индивидуальную картину мира. Любая технология переходит от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам. Целевая установка учителя - "с предметом к ученику" - меняется на установку - "с учеником к предмету". Следствием такого образовательного процесса является развертывание субъектности студента. С позиции любой технологии (не только модульной) студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Работать в технологическом режиме сможет только тот студент, который сменил обывательскую, потребительскую позицию на активную, тот, у кого появилась готовность взять на себя ответственность за своё учение, тот, кто способен к самоактуализации. Переход к новому качеству образовании возможен только на основе становления субъектности обоих участников образовательного процесса. Субъектность служит основой для готовности пользоваться новыми образовательными технологиями.

Как видим, интенсификация учебно-познавательной деятельности - это реальность, основанная на социальной обусловленности психики человека, реальность, воплощенная в более совершенных средствах познавательной деятельности. Но средства деятельности - не единственный источник интенсификации. Решающую роль играют также оптимизация психологических механизмов, создание организационно-педагогических условий деятельности, рациональное использование ТСО. Эффективность учебного процесса за счет интенсификации познавательной деятельности - это не один какой-либо фактор, это комплексный процесс с использованием всех возможных факторов, их рациональная система. Интегративно-многофакторная интенсификация учебно-познавательной деятельности зависит в первую очередь от оптимизации всей психологической структуры обоих субъектов, поскольку все факторы педагогического процесса преломляются в их психике и в конечном итоге влияют на эффективность обучения.

Интенсификацию учебно-познавательной деятельности невозможно решить вне педагогической технологии, поскольку именно технология представляет системный способ мышления, возникший в педагогике под воздействием социально-экономического развития общества и его научно-технического прогресса. Г.К. Селевко обратил на это внимание: "педтехнология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью" [50].

Родившись, технологический подход создал и иную педагогическую культуру. Взамен триады "дидактика - общая методика - методика" на педагогическом ландшафте обозначились: "философия образования", обосновывающая новые целевые приоритеты; "образовательная политика", выясняющая, чему учить (в социальном смысле); "образовательная технология", указывающая не только как учить с гарантированным достижением результата, но и решающая при этом ещё и проблему стратегии развития личности и создания для этого адекватных средств и условий.

Существует точка зрения, согласно которой "технология появляется там и тогда, когда производство переходит на определённый уровень: от ремесленного и цехового к промышленному. В этом случае и эффективность производства определялась различными факторам: в цеховом производстве - личной техникой работы самого ремесленника, в машинном производстве - прежде всего качеством технологических процессов. Поэтому термин "педагогическая техника" - это как раз "дотехнологическое" понимание педагогического процесса [6].

Это не вполне так. В основе любой технологии обучения всегда лежит определенная психологическая теория (или комплекс теорий), степень адекватности которой природе усвоения знаний и предопределяет эффективность этой технологии. Преподаватель призван обществом выполнять две функции: способствовать становлению студентов как профессионалов и повышать их социальную адаптивность и профессиональную мобильность, для чего развивать их субъектность и инициировать творческую активность. Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен быть психологически подготовлен и методически обучен для использования технологий в своей работе. По сути, это должен быть профессионал новой формации, выученный на основе новой педагогической идеологии в специальной системе подготовки и переподготовки, специалист с высоким уровнем субъектности и развитой рефлексии, позволяющей ему анализировать, осмысливать и перестраивать свою профессиональную деятельность. Так что речь должна идти скорее не о педмастерстве, а о педагогическом профессионализме, функциональной грамотности. Появление образовательных технологий, требующих отхода от узкого, просветительского понимания своих функций, изменило представление о педагогической культуре: сейчас востребован вузовский преподаватель с другой типологической структурой личности. Это должен быть субъект лабильный, способный к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и открытого социальному заказу образования; субъект, понимающий своё социальное предназначение, принимающий педагогическую деятельность в качестве важного акмеологического приоритета; субъект, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению, к преодолению собственной функциональной неграмотности. В этом, другом масштабе измерения, педтехника действительно есть "дотехнологическое" понимание педпроцесса. Мера субъектности педагога, масштаб его личности, его профессионально-технологическая культура сегодня как никогда являются непосредственным содержанием образования. Технологичность как мобильное методологическое умение пришло на смену педтехнике, и в структуре полной педагогической компетентности именно она служит той базой, на которой возникают высокий профессионализм и динамичность на уровне евроквалификации и через которую преодолевается та функциональная неграмотность преподавателя, что порождает практически все проблемы и беды сегодняшнего образования.

Новые образовательные технологии, чтобы быть эффективными, должны отвечать следующим требованиям:

1) учитывать естественные психологические свойства человека и его интеллекта;

2) опираться на внутренние ресурсы личности, а не на принуждение;

3) интенсифицировать побудительные мотивы творческого развития личности в её стремлении к актуализации, которое К. Роджерс считает врожденным желанием "проявить себя, свои возможности с целью сохранить жизнь и сделать человека более счастливым, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его" [47].

Высокие технологии в материальной сфере в своей мощи содержат огромный разрушающий потенциал, вот почему они требую высоких и тонких технологий воспитания, общения (культуры, нравственности), так как "голые" (предметные) знания при бездуховности обучаемых способствуют не столько "изощрению ума", сколько его извращению, изворотливости (отсюда проблемы хакерства, компьютерного хулиганства, грязные технологии в политике). Вспомним С.Т. Шацкого, который предупреждал: легко научить ребёнка считать, сложнее сделать это так, чтобы с этим своим умением он не начал обсчитывать других людей. Вспомним К.Д. Ушинского: "Развитие головы и бессилие характеров, способность понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания".

Итак, использование новых обучающих  технологий как интегративно-комплексных  средств позволяет достичь сразу  четырёх групп целей и за счет этого максимально интенсифицировать учебно-познавательную деятельность.

Реализация социального  заказа в новых социокультурных  условиях:

соблюдение интересов государства, т.е. формирование студентов как полноценных членов социума, овладевших социальным опытом, ценностями и нормами;

соблюдение интересов общества, т.е. подготовка специалистов в какой-либо области, социально и профессионально адаптированных в условиях социальной неопределённости;

соблюдение интересов личности, т.е. подготовка активных, инициативных и думающих индивидов, готовых к самостоятельной познавательной деятельности, способных к саморазвитию, что позволяет им профессионально адаптироваться на рынке труда.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного  процесса:

повышение качества обучения за счет специфики в отборе и представлении содержания (модули, учебные пакеты, проекты, структурно-логические схемы и под);

повышение эффективности за счёт средств  когнитивной визуализации учебного материала;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счёт привлечения возможностей дидактических игр, приёмов фасилитации, мотивации аффилиации, работы в зоне ближайшего развития и др.;

углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач  за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой;

развитие творческого мышления, во-первых, за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, во-вторых, за счёт овладения метаумениями, поскольку любая технология требует от студентов навыков учебно-интеллектуального труда и высокой степени самостоятельности;

развитие опыта участия в  групповом взаимодействии и коммуникативных  способностей за счёт использования в рамках технологии диалоговых средств, совместных проектов, учебных дискуссий, тренингов, индивидуально-групповых форм обучения, поскольку все технологии основаны на активном эмоционально окрашенном общении учеников друг с другом и с учителем.

Развитие личности обучающегося:

подготовка к самостоятельной  продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда;

развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень;

расширение предметной области  обучения за счет возможностей компьютерного  моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления;

развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового;

развитие содержательной и исполнительской  самостоятельности в профессиональной сфере деятельности.

Развитие личности педагога:

развитие методологической грамотности и профессиональной компетентности;

формирование педагогической функциональной грамотности;

обретение способности сопротивляться эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям;

появление многоуровневой рефлексии, способствующей профессионально-личностному росту.

Судя по очевидным приметам ХХI век будет веком небывалого динамизма, в том числе повышения интеллектуального потенциала человека. Уже сегодня общество ставит задачу - создать целую индустрию образования как тип расширенного воспроизводства знаний. Это же в свою очередь потребует в ультимативной форме перехода вузов в новое качественное состояние, адекватное прогрессу общественного развития и новой социокультурной ситуации, поскольку интеллектуальный потенциал нации закладывается в учебных источниках. У учебного заведения только тогда есть стратегия развития, когда оно имеет:

адекватный кадровый потенциал  с новым педагогическим менталитетом, способный принять инновационное  организационно-управленческое решение  и строить обучение на новых социокультурных началах;

Информация о работе Учебно-познавательная деятельность студентов