Учебные достижения учащихся. Новые подходы в оценке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:57, доклад

Краткое описание

Оценка знаний в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Однако ее формы и методы могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей. При этом необходим дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций в учебном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Учебные достижения учащихся.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

Учебные достижения учащихся

 Новые подходы  в оценке

Президент страны Нурсултан  Назарбаев в своих программных  выступлениях ставит задачу кардинального  повышения качества образования. На ее решение нацелена и Государственная  программа развития образования  на 2011–2020 годы, в которой немало внимания уделяется проблемам совершенствования системы оценки знаний учащихся.

Создана Национальная система  оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование, внешняя оценка учебной деятельности).

На протяжении многих десятилетий  достижения учащегося оценивались  в сравнении с результатами других его сверстников. Разработка нового содержания образования требует новых подходов к оценке учебных достижений школьников. Во всем мире для этого применяется критериальная система. Критериальное  оценивание определяет индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Рассматривая оценку знаний как составную часть процесса обучения, часть урока, то выделяется ее огромная роль: выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, их достижения и недостатки в подготовке, определяется готовность учащихся к дальнейшему обучению

Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений  между учителем и учениками. Эффективность  работы учителя, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету тесно связаны с этими вопросами. С момента введения баллов в школьную практику и по сей день постоянно идут дискуссии об их правомерности, достоинствах и недостатках. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригoдных форм самопроверки.

Система оценок в виде баллов (отметок), несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной  замены.

Важно отметить, что главным  преимуществом пятибалльной шкалы  является простота и привычность, чем  объясняется ее широкая распространенность в течение многих лет.

Однако она имеет и  ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. С ее помощью можно провести лишь грубое разделение на четыре группы («двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники»). Более тонкую классификацию, особенно необходимую при приеме в вузы, пятибалльная шкала не дает. Поэтому  возникает необходимость внедрять более гибкие шкалы при выставлении оценок.

Устранить субъективный элемент  чрезвычайно трудно в силу различных  обстоятельств.

Во-первых, весьма условно  обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п.

Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы и критерии прямого измерения учебной деятельности или обогащении личностного опыта  ребенка, и о ней судят опосредовано по ответам или по действиям учащихся.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой  учащиеся отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным  участием педагогов.

Если учитель ставит перед  собой задачу оценить уровень  знаний класса или отдельного ученика, сравнить этот уровень с заданным эталоном, то здесь на первый план выступает  объективность оценки. Наиболее удобно и просто выразить это отношение  в виде балла. Другая задача - найти  пробел в знаниях ученика, недостатки в усвоении изученного материала. Главное  в этом случае выявить вопросы, которые  плохо усвоил ученик, наметить систему  мер по ликвидации отмеченных недостатков. Здесь достаточно охарактеризовать ответ школьника, указать его  положительные и отрицательные  стороны; оценка в баллах совсем не обязательна. Во всех случаях педагог  должен быть хорошим психологом, способным  предвидеть все положительные и  отрицательные последствия оценки, ее воспитательный эффект.

Контролирующая функция  состоит в выявлении знаний, умений, навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения  готовности их к дальнейшему обучению.

Обучающая и образовательная  функции в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и  выполняет его задания, но и осмысливает  ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.

Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом  контроле над учебной  деятельностью  школьников, повышает ответственность  учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать  свои учебные возможности.

Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа  достижений каждого школьника имеет  возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей  и общественность об успехах или  недостатках обучения.

В традиционной педагогической теории и практике различают следующие  виды контроля: текущий, промежуточный  и итоговый.

Психология ребенка такова, что он еще не в состоянии учиться  ради познания. Ребенок будет стараться  учиться только в том случае, если он знает, и на практике убедился, что  за его работой следят, ее направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестает стараться, регулярно готовить уроки. Дети любят, когда оценивают их труд, подчеркивают старания и успехи. Они также в большинстве случаев огорчаются, когда получают плохие оценки.

Систематический учет дает возможность следить за работой ученика над различными разделами программы, обеспечивает индивидуальный подход к ученику, обосновывает итоговые оценки за четверть.

При частом опросе обогащается  лексический состав языка учеников, развивается способность применять  слова в различных значениях, искореняются недостатки речи.

Таким образом, опрос непосредственно  участвует в процессе познания, обеспечивает углубленное усвоение и прочное запоминание учебного материала. К этому следует добавить, что с помощью опроса учитель проверяет и собственную работу, правильность применяемых методов преподавания, а также осуществляет развитие трудолюбие, товарищеской взаимопомощи, ответственности, настойчивости и аккуратности учащихся.

Вершина мастерства учителя  в умении активизировать процесс опрашивания, привлечении к работе всего класса, в умении обеспечить поисковую деятельность всех детей.

Исследования современных  психологов и дидактов показывают: эффективность и качество работы ученика на уроке тем выше, чем лучше организована и обеспечена его самостоятельная деятельность в ходе опроса. Вот почему так важно, чтобы уже на уроке в процессе опроса формировался у школьника «инструмент мышления».

Сегодня в качестве инновационных  средств используют тестирование, рейтинговую систему оценки качества знаний, учебные портфолио.

Тестирование является одной  из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с  управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных  форм контроля знаний учащихся с тестированием  сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Однако не все тесты  могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми  измерителями, разработанными и проанализированными  в соответствие с правилами и  требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало. Недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых тестов. В связи, с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый банк на основе требований МОН РК к составлению тестовых заданий ЕНТ И ПГК для проведения внутреннего тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.

Рейтинговая система позволяет  преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.

«РЕЙТИНГ [англ. rating – оценка, класс, разряд] - индивидуальный числовой показатель популярности, авторитета какого-то лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время; выводится на основе итогов какого-то голосования, социологических опросов, анкет; вообще степень популярности известного деятеля.»

Несмотря на то, что приведенное  определение ничего не говорит об использовании термина в педагогической практике, оно выделяет несколько  важных аспектов понятия. Во-первых, рейтинг - обязательно числовой показатель, и для его получения нужна  определенная математическая обработка  «сырых» баллов. Во-вторых, рейтинг  определяет место в классификационном  списке, а значит, ранжирование является обязательным аспектом и следствием рейтинга.

Следствием первых двух моментов является третья особенность рейтинга – объективность метода. Четкость и строгость, присущие математическим методам и не оставляющие места  для эмоций, предубежденности, в  сочетании с наглядностью и простотой  обеспечили рейтингу как «индивидуальному числовому показателю» заслуженную  популярность в разных сферах человеческой деятельности.

Однако применение подобных методов в педагогике значительно  старше модного сейчас слова. Так, еще  в дореволюционной России в гимназиях  применялось ранжирование по успехам  в учебной деятельности - преподаватель  составлял список учеников класса в  порядке снижения результатов. Наглядным отражением этого списка было распределение учеников в классной комнате - их пересаживали в зависимости от места в списке: сильных - вперед, слабых - назад, на «Камчатку».

Процесс внедрения рейтинговой  системы в вузах нашей страны связан с изменением образования  в соответствие с современными запросами  общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся. Другими  словами, сегодня необходимо создать  благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая  система оценки знаний, которая может  рассматриваться как один из возможных  способов, отвечающих поставленным задачам.

Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего года;

• более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;

• создает основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.

Данная система дает возможность:

• определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

• отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

• дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);

• отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда;

• повысить объективность оценки знаний.

Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Отдельные авторы характеризуют  учебные портфолио, как:

• коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;

• выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;

• антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио  сводится к доказательству прогресса  в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.

Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку. Основной  задачей портфолио является отслеживание динамику учебного прогресса.

Информация о работе Учебные достижения учащихся. Новые подходы в оценке