Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:57, доклад
Оценка знаний в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Однако ее формы и методы могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей. При этом необходим дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций в учебном процессе.
Учебные достижения учащихся
Новые подходы в оценке
Президент страны Нурсултан Назарбаев в своих программных выступлениях ставит задачу кардинального повышения качества образования. На ее решение нацелена и Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы, в которой немало внимания уделяется проблемам совершенствования системы оценки знаний учащихся.
Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование, внешняя оценка учебной деятельности).
На протяжении многих десятилетий достижения учащегося оценивались в сравнении с результатами других его сверстников. Разработка нового содержания образования требует новых подходов к оценке учебных достижений школьников. Во всем мире для этого применяется критериальная система. Критериальное оценивание определяет индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
Рассматривая оценку знаний как составную часть процесса обучения, часть урока, то выделяется ее огромная роль: выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, их достижения и недостатки в подготовке, определяется готовность учащихся к дальнейшему обучению
Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность работы учителя, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету тесно связаны с этими вопросами. С момента введения баллов в школьную практику и по сей день постоянно идут дискуссии об их правомерности, достоинствах и недостатках. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригoдных форм самопроверки.
Система оценок в виде баллов (отметок), несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены.
Важно отметить, что главным преимуществом пятибалльной шкалы является простота и привычность, чем объясняется ее широкая распространенность в течение многих лет.
Однако она имеет и
ряд существенных недостатков: субъективность
и слабая дифференцирующая способность.
С ее помощью можно провести лишь
грубое разделение на четыре группы («двоечники»,
«троечники», «хорошисты» и «отличники»).
Более тонкую классификацию, особенно
необходимую при приеме в вузы,
пятибалльная шкала не дает. Поэтому
возникает необходимость
Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств.
Во-первых, весьма условно
обозначение результатов
Во-вторых, пока еще не выработаны
общедоступные методы и критерии
прямого измерения учебной
Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой учащиеся отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.
Если учитель ставит перед
собой задачу оценить уровень
знаний класса или отдельного ученика,
сравнить этот уровень с заданным
эталоном, то здесь на первый план выступает
объективность оценки. Наиболее удобно
и просто выразить это отношение
в виде балла. Другая задача - найти
пробел в знаниях ученика, недостатки
в усвоении изученного материала. Главное
в этом случае выявить вопросы, которые
плохо усвоил ученик, наметить систему
мер по ликвидации отмеченных недостатков.
Здесь достаточно охарактеризовать
ответ школьника, указать его
положительные и отрицательные
стороны; оценка в баллах совсем не
обязательна. Во всех случаях педагог
должен быть хорошим психологом, способным
предвидеть все положительные и
отрицательные последствия
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений, навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.
Обучающая и образовательная функции в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле над учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.
Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого школьника имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатках обучения.
В традиционной педагогической теории и практике различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Психология ребенка такова, что он еще не в состоянии учиться ради познания. Ребенок будет стараться учиться только в том случае, если он знает, и на практике убедился, что за его работой следят, ее направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестает стараться, регулярно готовить уроки. Дети любят, когда оценивают их труд, подчеркивают старания и успехи. Они также в большинстве случаев огорчаются, когда получают плохие оценки.
Систематический учет дает возможность следить за работой ученика над различными разделами программы, обеспечивает индивидуальный подход к ученику, обосновывает итоговые оценки за четверть.
При частом опросе обогащается лексический состав языка учеников, развивается способность применять слова в различных значениях, искореняются недостатки речи.
Таким образом, опрос непосредственно участвует в процессе познания, обеспечивает углубленное усвоение и прочное запоминание учебного материала. К этому следует добавить, что с помощью опроса учитель проверяет и собственную работу, правильность применяемых методов преподавания, а также осуществляет развитие трудолюбие, товарищеской взаимопомощи, ответственности, настойчивости и аккуратности учащихся.
Вершина мастерства учителя в умении активизировать процесс опрашивания, привлечении к работе всего класса, в умении обеспечить поисковую деятельность всех детей.
Исследования современных психологов и дидактов показывают: эффективность и качество работы ученика на уроке тем выше, чем лучше организована и обеспечена его самостоятельная деятельность в ходе опроса. Вот почему так важно, чтобы уже на уроке в процессе опроса формировался у школьника «инструмент мышления».
Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, рейтинговую систему оценки качества знаний, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.
Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало. Недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество создаваемых тестов. В связи, с чем целесообразно каждому педагогу, школе создавать свой тестовый банк на основе требований МОН РК к составлению тестовых заданий ЕНТ И ПГК для проведения внутреннего тестового контроля знаний по всем предметам и направлениям подготовки выпускников.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
«РЕЙТИНГ [англ. rating – оценка, класс, разряд] - индивидуальный числовой показатель популярности, авторитета какого-то лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время; выводится на основе итогов какого-то голосования, социологических опросов, анкет; вообще степень популярности известного деятеля.»
Несмотря на то, что приведенное
определение ничего не говорит об
использовании термина в
Следствием первых двух моментов
является третья особенность рейтинга
– объективность метода. Четкость
и строгость, присущие математическим
методам и не оставляющие места
для эмоций, предубежденности, в
сочетании с наглядностью и простотой
обеспечили рейтингу как «индивидуальному
числовому показателю»
Однако применение подобных методов в педагогике значительно старше модного сейчас слова. Так, еще в дореволюционной России в гимназиях применялось ранжирование по успехам в учебной деятельности - преподаватель составлял список учеников класса в порядке снижения результатов. Наглядным отражением этого списка было распределение учеников в классной комнате - их пересаживали в зависимости от места в списке: сильных - вперед, слабых - назад, на «Камчатку».
Процесс внедрения рейтинговой
системы в вузах нашей страны
связан с изменением образования
в соответствие с современными запросами
общества, которое должно сопровождаться
изменением стратегии обучения, и, способов
оценки достижений обучающихся. Другими
словами, сегодня необходимо создать
благоприятные условия для
Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего года;
• более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.
Данная система дает возможность:
• определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
• отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
• дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
• отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда;
• повысить объективность оценки знаний.
Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
• коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
• выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
• антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.
Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку. Основной задачей портфолио является отслеживание динамику учебного прогресса.
Информация о работе Учебные достижения учащихся. Новые подходы в оценке