Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 08:55, доклад
Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на обучающегося по периодам обучения. Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний.
Учебный план. Образовательный стандарт
Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на обучающегося по периодам обучения.
Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний.
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность
учебных четвертей, учебного
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое
распределение времени на
Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это неотъемлемая часть государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент,
учитывающий национальные и
Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.
На основе базисного плана формируется типовой учебный план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер. Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия. Основной целью типового учебного плана является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный, физического воспитания, профессиональный, специальный).
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое
количество времени, отводимое
на прохождение каждого
Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:
В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.
Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 год). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:
1) общеобразовательные;
2) профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
Обязательный минимум
содержания каждой образовательной
программы устанавливается
Образовательные программы для детей с нарушениями в психофизическом развитии разрабатываются на базе основных программ с учетом психофизического развития воспитанников.
Образовательные программы
реализуются во всех типах образовательных
учреждений и учреждений профессионального
образования, в том числе в
специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях и в
Используемая литература