Учебный план. Образовательный стандарт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 08:55, доклад

Краткое описание

Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы. Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на обучающегося по периодам обучения. Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

учебный план..docx

— 20.94 Кб (Скачать файл)

Учебный план. Образовательный  стандарт

Государственные стандарты образования  положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами  этого уровня являются учебный план и учебные программы. Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на обучающегося  по периодам обучения.

Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний.

Учебный план – это нормативный  документ, включающий:

1) структуру и продолжительность  учебных четвертей, учебного года  и каникул;

2) перечень изучаемых  предметов;

3) распределение перечня  предметов по годам обучения;

4) деление предметов на  обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое  распределение времени на изучение  учебных дисциплин в каждом  классе.

Виды  учебных планов:

1) базисный;

2) типовой;

3) учебный план школы.

Базисный  учебный план – это неотъемлемая часть государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную  нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент,  учитывающий национальные и региональные  особенности школы.

Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности  школы. Базисный план необходим также  для определения уровня финансирования школы.

На основе базисного плана  формируется типовой учебный план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер. Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия. Основной целью типового учебного плана является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный, физического воспитания, профессиональный, специальный).

Учебный план школы  составляется на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

1) перечень обязательных  предметов;

2) обязательные предметы  по выбору;

3) факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

4) распределение предметов  по годам обучения;

5) недельное и годовое  количество времени, отводимое  на прохождение каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных  планов, а также их вариантов. В  учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

    • обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;
    • обязательные занятия по желанию школьников;
    • факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.

В состав учебного плана  школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.

Система образования в  Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих  их образовательных учреждений; органов  управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты  – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных  документах. В Российской Федерации  они введены по Закону об образовании (1992 год). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы  – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в  обществе, создание основ для осознанного  выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

Обязательный минимум  содержания каждой образовательной  программы устанавливается соответствующим  государственным образовательным  стандартом. Государственные органы управления образованием разрабатывают  на основе государственных образовательных  стандартов примерные образовательные  программы. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы.

Образовательные программы  для детей с нарушениями в  психофизическом развитии разрабатываются  на базе основных программ с учетом психофизического развития воспитанников.

Образовательные программы  реализуются во всех типах образовательных  учреждений и учреждений профессионального  образования, в том числе в  специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях и в образовательных  учреждениях для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

Используемая  литература

 

  1. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005. – 511 с.
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 576 с.
  3. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах . - М. : КноРус, 2006. - 200 с.
  4. http://standart.edu.ru
  5. http://www.edu.ru

Информация о работе Учебный план. Образовательный стандарт