Учебный процесс и формы его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:36, реферат

Краткое описание

Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала и студентов (обучающихся), обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом.
Основными задачами учебного процесса является удовлетворение потребностей организаций в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Методика преподавания юриспруденции в высшей школе (магистр, курс1)

Тема

Учебный процесс и  формы его реализации

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Учебный процесс и формы его  реализации

Основная часть

Учебный процесс и формы его реализации

Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала и студентов (обучающихся), обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом.

Основными задачами учебного процесса является удовлетворение потребностей организаций в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации.

Основные формы организации  учебного процесса:

Лекции.

Лекция является одним из важнейших  видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных вопросах темы. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления. Традиционная лекция имеет преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся.

Выделяют три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. При дистанционном  обучении традиционные лекции оказываются практически не реальной формой организации учебной деятельности в силу удаленности преподавателей и студентов.

В качестве основных технологий, используемых для организации изучения теоретического материала при дистанционном  обучении, помимо традиционных лекций можно выделить: видеолекции, мультимедиа лекции.

Семинарские занятия.

Семинарское занятие проводится с целью углубления  и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной  работы над учебной и научной  литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.

Практические занятия.

Практическое  занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач. Практическое занятие может проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Лабораторные занятия.

Лабораторные  занятия позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.

  Лабораторные занятия, как правило, проводятся в несколько этапов.

Первый этап представляет собой  введение в лабораторный практикум  и предполагает знакомство с измерительными приборами, методами измерения различных величин, методикой статистической обработки результата, графическими или какими-либо иными методами представления полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется пониманию обучающимися таких фундаментальных понятий лабораторных работ как «цель работы», «задачи эксперимента», «выводы» из полученных результатов, рекомендации по их использованию.

На  втором этапе проводится работа с тренажерами, имитирующими реальную установку, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия и измерительные приборы, необходимые для реального эксперимента, и позволяют подобрать оптимальные параметры эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента, позволяет избежать пустых затрат времени при работе с реальными экспериментальными установками и объектами.

Третий этап представляет собой  выполнение эксперимента в реальных условиях. Для этого может быть использован режим удаленного доступа к экспериментальной установке или материальная база филиала. Отчет по выполненным работам представляется для проверки преподавателю курса.

Лабораторные  работы имеют ярко выраженную специфику для различных специальностей и учебных дисциплин, поэтому по каждой специальности и дисциплине должны быть разработаны особые рекомендации.

Консультации.

Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные и групповые.

При дистанционном обучении различают  следующие виды консультаций:

"очные"  консультации, проводимые тьютором  в учебном центре (филиале); они  составляют 10-15 % времени, отводимого учебным планом на консультации;

off-line консультации, которые проводятся  преподавателем курса с помощью  электронной почты или в режиме  телеконференции и составляют  около половины времени, отводимого  учебным планом на консультации;

on-line консультации; проводимые преподавателем курса, например, с помощью программы mirk; они составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

В учебном процессе выделяют два  вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная  самостоятельная работа по  дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Учебная практика.

Учебная практика является составной частью учебного процесса и важным средством  соединения теоретического обучения с  практической деятельностью.

Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального  образования.

Учебная практика может включать в  себя несколько этапов; практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом. Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики). Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Контроль учебного процесса.

Контроль учебного процесса имеет  целью установить соответствие организации  учебного процесса требованиям директивных документов, приказов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность вуза, установить качество подготовки специалистов, уровень знаний, умений и навыков студентов, реализацию рабочих учебных планов и программ, теоретический и методический уровень проведения занятий.

Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным  и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный  опыт и недостатки в учебной и  методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи кафедрам, отделам и службам, обеспечивая в конечном итоге повышение качества учебного процесса.

Контроль проводится в форме  комплексных и тематических проверок кафедр, заслушивания их на ученом или  методическом советах, в форме педагогического контроля, контроля успеваемости и качества подготовки студентов.

Результаты педагогического контроля анализируются учебным отделом, обсуждаются на заседаниях ученого  и методического советов, по результатам  обсуждения разрабатываются мероприятия по совершенствованию учебного процесса.

Контроль качества знаний.

Контроль успеваемости и качества знаний студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов.

Контроль успеваемости студентов делится на текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. К текущему контролю относятся: проверка знаний и навыков студентов на занятиях, проверка качества конспектов лекций, первоисточников и иных материалов; проверка выполнения контрольных, групповых упражнений и учений, курсовых работ (проектов), учебной практики и т.п. Результаты текущего контроля учитываются преподавателями в журнале учета учебных занятий и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр и методических секций.   При дистанционном обучении возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться традиционный контроль преподавателем курса или тьютором, а также самоконтроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания. Функцию проверки при этом выполняет сама программа, высылающая обработанные результаты проверки преподавателю или тьютору.

Рубежный контроль организуется учебным  отделом вуза и проводится кафедрами  два - три раза в семестр в целях  подведения итогов текущей успеваемости. Он преследует цель оперативного влияния на успеваемость студентов в течение всего семестра. Итоговый контроль проводится в целях определения степени достижения поставленной цели обучения по данной дисциплине в целом или наиболее важным ее частям (разделам).

К итоговому контролю относятся: зачеты за полный курс или часть (раздел) дисциплины, по которым не проводятся экзамены; зачеты по курсовым работам (проектам) и по учебной практике; курсовые (семестровые) экзамены.

Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, а зачеты, как правило, в период между сессиями, после изучения всей дисциплины или ее части (раздела). В отдельных случаях допускается проведение зачетов по некоторым дисциплинам во время экзаменационных сессий. При дистанционном обучении экзамены и зачеты могут быть реализованы с помощью электронной почты или on-line диалога.

Методическая работа.

Методическая работа является составной  частью учебного процесса и одним  из основных видов деятельности руководства  вуза, профессорско - преподавательского состава высшего учебного заведения, направленной на создание условий для повышения качества учебного процесса.

Методическая работа в вузе осуществляется по следующим основным направлениям:

Разработка и проведение мероприятий  по совершенствованию управления учебным процессом, организации педагогического труда.

Разработка и обсуждение рабочих  учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин и других документов планирования учебного процесса.

Разработка и обсуждение частных  методик преподавания учебных дисциплин, текстов лекций, а также методик организации проведения различных видов занятий.

Внедрение в учебный процесс  новых образовательных технологий, изучение и обобщение положительного опыта методической работы.

Методическое обеспечение процесса обучения по дисциплинам.

Совершенствование методики организации  самостоятельной работы студентов.

Подготовка и выпуск методических сборников и информационных бюллетеней по вопросам педагогики, методики преподавания и научной организации учебного процесса.

В сложном учебном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть формами организации учебного процесса.

 

 

 

 




Информация о работе Учебный процесс и формы его реализации