Учение и педагогическия деятельность Лесгафта П.Ф.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:50, лекция

Краткое описание

Российский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии.
Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр, как метода познания.

Вложенные файлы: 1 файл

Лесгафт Петр Францевич.docx

— 826.75 Кб (Скачать файл)

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет «Дошкольной педагогики и психологии»

(заочное  отделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»:

«Учение и педагогическия деятельность Лесгафта П.Ф.»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Ященко Евгения

3 курс 305 группа

 

 

  Лесгафт Петр Францевич

 

21(9).10.1937г. – 28(11).12.1909г. Российский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 года доктор медицины, с 1868 года профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете.

В 1871 году за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен.

Вернувшись в Петербург, занимался научной работой.

В 1872-1874 годах руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874-1886 годах работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях.

В 1877 году основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Имение принадлежало знакомому генералу, предложившему Лесгафту для проживания маленький домик, в котором раньше жил мельник. Уезжал он туда, как правило, со своим ближайшими учениками. 
Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из соседних губерний. Каждый день с утра он принимал до сотни больных. Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. По вечерам все его ученики и ученицы собирались перед его домиком на большой лужайке, где устраивались всевозможные игры и гимнастические упражнения. 
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай. После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золото-промышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам, которая в 1918 году была преобразована в Естественнонаучный институт им. Лесгафта. Созданные Лесгафтом в 1896 году Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры. Это было первое в России и в мире высшее женское учебное заведение, готовившее специалистов по физическому воспитанию. Здесь преподавались естественные, математические, а позднее и гуманитарные науки. Эти курсы неоднократно закрывались царскими властями, но вновь возрождались и существовали до последних лет жизни П. Ф. Лесгафта.

в 1919 году на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования имени Лесгафта. Как общественный деятель и учёный Лесгафт сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х годов 19 века. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования.

В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге.

В основе теории физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений, как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей.

С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности дошкольника. Особое место он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России он научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.

В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования П.Ф.Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты.

Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр, как метода познания.

 

Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

 

1)простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

 

2)упражнения  с увеличивающимися напряжениями  при двигательных действиях с  палками и гирями, при метании  деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

 

3)упражнения, связанные с изучением пространственных  и временных отношений при  беге в заданном темпе, прыжках  на определенное расстояние и  метании в цель;

 

4)систематические  упражнения в процессе простых  и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

 

Интересно определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

 

Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения. 
Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

 
Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяризации своей системы физического образования. Через созданные им и его учениками Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений.

Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.  
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. 
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Поэтому например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега. 
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью». 

Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1.  Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.
  2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2001. – 312с.
  3. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.
  4. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.
  5. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. - 235с
  6. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 2000 г. - 348с.
   

 

 

 


Информация о работе Учение и педагогическия деятельность Лесгафта П.Ф.