Учение о коллективе А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:39, доклад

Краткое описание

Задачами данной работы являлись:
1. Изучить педагогические взгляды А.С. Макаренко.
2. Выявить, исходя из теории А.С. Макаренко, особенности формирования коллектива.
3. Определить актуальность теории Макаренко для современной педагогики.

Вложенные файлы: 1 файл

Chekunova_Doklad.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Здравствуйте!

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Учение о коллективе А.С. Макаренко».

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был Антон Семенович Макаренко. Его трудам принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.

Задачами данной работы являлись:

1. Изучить педагогические взгляды А.С. Макаренко.

2. Выявить, исходя из теории А.С. Макаренко, особенности формирования коллектива.

3. Определить актуальность теории Макаренко для современной педагогики.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

Третья стадия характеризует расцвет коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость".

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.

Идеи Макаренко продолжают жить и развиваться. Подтверждение тому — примеры современных учреждений, которые успешно используют элементы его технологии.

В рамках нашей курсовой работы был рассмотрен опыт нескольких школ по внедрению элементов концепции Макаренко.

Например, Белгородская сельская школа — одна из тех, кто стал призером Международного конкурса имени А.С. Макаренко. Работа школы построена на основе его принципов. «Наш путь единственный — упражнения в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики... Только организация школы как хозяйства сделает ее воспитывающей».

Интересен опыт 5-й школы г. Махачкалы. Организация производительного труда осуществляется на участке, выделенном заводом. Старшеклассники занимаются изготовлением разнообразных товаров народного потребления, получают специальности токаря, слесаря, столяра. После окончания школы им выдают удостоверение по соответствующим разрядам этой специальности. На средства, вырученные от реализации изделий ребят, школа приобрела компьютерный класс, построила мастерские ювелирного дела, оборудовала швейный цех и спортзал необходимым инвентарем, подготовила к работе керамический цех.

Детский дом «Теплый дом» Омской области также использует в своей работе принципы технологии коллективного воспитания. Детский дом может полностью содержать себя (как в свое время колонисты Макаренко). Благодаря такому подходу появляется возможность лучше одеть и накормить детей, а также организовать интересный отдых. Ребята получают профессиональную подготовку. Как и в колониях А.С. Макаренко, в «Теплом доме» действует самоуправление. Работа построена на механизме самодеятельной инициативы детского коллектива. Среди выпускников можно встретить людей различных профессий: офицеры, профессора, люди различных рабочих специальностей и др.

Таким образом, педагогическое наследие Макаренко обладает большой практической значимостью и в настоящее время. Однако современным педагогам удается использовать лишь отдельные элементы концепции Макаренко, поскольку повторить его эксперимент по созданию колонии в чистом виде не представляется возможным. Во-первых, это связано с геополитической обстановкой в стране (т.е. уже не существует коммунистического строя и т.д.), а также с тем, что личность самого Макаренко играла одну из ключевых ролей в реализации этой концепции.

 

Спасибо за внимание!

 

Будьте готовы ответить:

      1. Годы жизни Макаренко
      2. Какие книги он написал
      3. История колонии им. Горького (когда создана, при каких обстоятельствах, кто там жил, почему она распалась и т.д.)

Информация о работе Учение о коллективе А.С. Макаренко