Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:30, статья
В каждой семье по мере подрастания детей наступает важное событие, которое родители ожидают с тревогой: ребёнок идёт в школу. И если раньше он принадлежал целиком маме и папе, то теперь попадает под влияние другого человека. Учитель! Тут уж авторитет мамы нередко не спасает: «А Мария Ивановна так сказала делать….» - и ребёнок будет делать всё так, как сказала учительница. Как велик авторитет учительницы для первоклассника, как серьёзны эти новые для него отношения, сколько радости и сколько горести могут они принести не только ребёнку – семье!
Хорошо, когда взаимоотношения с учителем протекают спокойно, радостно для ученика, когда есть взаимопонимание. Родители стараются помочь классу, чем могут, и им приятно оттого, что их усилия идут на пользу своему ребёнку, а на самом деле их усилия идут на пользу всему коллективу.
Ученик – родители – школа.
Конфликты между семьёй и школой ложатся всей тяжестью на ребёнка.
Корчак
И воспитание и образование нераздельны. Нельзя
воспитывать, не передавая знания, всякое же знание
действует воспитательно.
Л. Толстой
В каждой семье по мере подрастания детей наступает важное событие, которое родители ожидают с тревогой: ребёнок идёт в школу. И если раньше он принадлежал целиком маме и папе, то теперь попадает под влияние другого человека. Учитель! Тут уж авторитет мамы нередко не спасает: «А Мария Ивановна так сказала делать….» - и ребёнок будет делать всё так, как сказала учительница. Как велик авторитет учительницы для первоклассника, как серьёзны эти новые для него отношения, сколько радости и сколько горести могут они принести не только ребёнку – семье!
Хорошо, когда взаимоотношения с учителем протекают спокойно, радостно для ученика, когда есть взаимопонимание. Родители стараются помочь классу, чем могут, и им приятно оттого, что их усилия идут на пользу своему ребёнку, а на самом деле их усилия идут на пользу всему коллективу.
Но вот начинается недовольство – где-то учительница ошиблась, поставила не ту отметку – начинаются мелкие обиды, которые ребёнок, естественно, несёт родителям. Реакция мам разная: «учитель всегда прав!» - говорит одна, «я завтра пойду в школу и во всём разберусь!» - говорит другая, «я сразу поняла, что твоя Мария Ивановна злая – и за что ты её так полюбил?» - говорит третья. Любовь родителей к своему чаду, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что влияние учителя на родителей осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе. Будучи в чём-то неправым, ребёнок нередко представляет отрицательно действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В таких случаях родители часто неправильно оценивают поступки и позицию педагога, это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. У меня на работе произошёл такой случай. «Мой сын сказал, что правильно решил все задания контрольной работы, а Вы поставили ему двойку!» - с такими словами обратилась ко мне мама одного из моих учеников. На самом деле мальчик списал работу, причём не свой вариант, наделав при этом кучу ошибок. Разобравшись во всём, мама извинилась, инцидент был исчерпан.
Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребёнке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворённость, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева. Это нельзя не учитывать педагогу. Родитель должен знать, что, налаживая работу с семьей, учитель решает параллельно три задачи:
- обеспечивает положительные взаимоотношения с учащимися;
- устанавливает отношения взаимного доверия и уважения с его родителями;
- организует активное воспитательное взаимодействие с семьёй, опираясь на единство моральных и педагогических требований к ребёнку.
В основе такого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение возможностей и особенностей каждой семьи.
Результативность встреч с родителями во многом зависит от умения учителя вести педагогическую беседу: сначала обратить внимание родителей на то положительное, что есть в характере поведения ребёнка, в его отношении к учёбе, труду и общественной работе, а затем уж говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.
Приглашение родителей в школу нельзя всегда связывать со стечением каких-то чрезвычайных осложнений в учении или поведении ученика. Встречи с родителями должны проходить как целенаправленные индивидуальные педагогические консультации. И само собой разумеется, надо заранее продумать те рекомендации, которые учитель собирается дать семье. Важно создать для беседы благоприятную обстановку, позаботиться о том, чтобы разговору никто не мешал, вести его в спокойном и доброжелательном тоне. При этих условиях приглашение в школу не будет у родителей вызывать тревоги или раздражения. Они охотно пойдут к учителям, зная, что их ждёт добрый совет и помощь.
Уважение, доверие и доброжелательность в отношениях с родителями непременно сочетаются с чёткой и последовательной требовательностью к семье. Вежливость и ровный тон в обращении учителя совсем не исключает строго педагогического требования, а в определённых ситуациях оно является необходимым. Советы учителей не могут носить характера только добрых пожеланий, иногда они должны выступать как обязательные государственные рекомендации, выполнение которых проверяет школа. Точно так же и педагогический такт учителя не может быть лишь желательной его чертой. Такт для учителя – качество профессиональное, свидетельствующее об уровне его квалификации и мастерства. Во взаимоотношениях с родителями необходимо, обязательно соблюдение педагогического такта всеми учителями и сотрудниками, работающими в школе.
Кажется естественной и разумной такая система взаимоотношений между родителями и школой: они приходят, беседуют с педагогами. Разговор двусторонний: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации, в свою очередь, интересуются поведением ребёнка в семье - тем, что скрыто от учительских глаз. Иногда учитель приходит домой к ученику, и это желанный гость, ибо такой визит говорит о заинтересованности учителя в судьбе ученика. Расстаются удовлетворённые друг другом и полные решимости заниматься воспитанием ребёнка.
Но как часто в жизни всё складывается по- другому. Учитель – в наше время очень редкий гость в доме ученика. А родители – редкие гости в школе. Не хватает времени. Правда, тут бывает и ещё один нюанс: «Мы отдали его в школу, мы его доверили вам – теперь основная ответственность за ребёнка на вас. А если что случится, вы нас позовёте». Родители так прямолинейно не высказываются, но подсознательно чувствуют облегчение от груза ответственности за ребёнка, отдав его в школу, и не спешат наладить контакт с учителями, когда он переходит в 5 класс. Там, где нет прямого контакта, взаимоотношения сторон зависят нередко от степени откровенности ребёнка с родителями. Как нужно порой объяснить усилия сторон, но они существуют порознь. И ребёнок постепенно привыкает хитрить – проходит целую школу дипломатии, чтобы не осложнять и без того сложных отношений. Сколько усилий приходиться тратить ученику, чтобы сохранить мир и в семье, и в школе! В моей практике был случай, когда пятиклассник завёл второй дневник с хорошими отметками для доверчивых родителей, которые не удивились внезапному улучшению успеваемости сына и радовались его «успехам». Но как же велико было их разочарование, когда открылась правда.
Относиться к отметкам
равнодушно родителям никак нельзя.
А между тем некоторые из них
даже бравируют своим
Несколько слов о тройке. Она ведь в зависимости от многих причин может свидетельствовать о слабости и силе. о лени и прилежании, о неряшливости и настойчивости… Вообще, когда тройка – результат труда и преодоления, она заслуживает уважения и даже похвалы. Конечно, «гипноз отметок» существует. Но родители должны не поддаваться ему и видеть, что стоит за отметками. Только тогда дети научаться объективно оценивать свои знания, что так важно для их будущей, взрослой жизни.
Сложны отношения, связывающие ученика, родителей и школу. И вместе с тем эти узы значительны. Учитель передаёт эстафету – ученик её принимает. И от того, как ученик её принимает, зависит не только его будущее, не только качество его взрослости, но в конечном счёте и жизнь общества.