Ученическое самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:01, доклад

Краткое описание

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы. Принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления школьников. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы. Принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для  социального становления школьников. Это обеспечивается включением их в  решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через своё участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

   Понятие ученического самоуправления.

Самоуправление – это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации – самоменеджмент. И.В. Баранов утверждает, что самоуправление – это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами – не делами администрации, педагогов, родителей, а своими,  которые входят компетенцию учащихся. Самоуправление есть по своему существу самоорганизация  сообщества.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

М. Г. Чупров и И.Г. Бехталь утверждают, что  ученическое самоуправление – форма  организации жизнедеятельности  детского коллектива, обеспечивающая развитие его самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление в школе является одним из важных компонентов развития общей системы местного самоуправления. Опыт участия в работе органов системы ученического самоуправления является «школа управленческого мастерства».

По мнению Д. В. Рогаткина школьное самоуправление – это право, которым обладают в школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь у администрации  школы есть обязанность предоставить ученикам, педагогам и родителям  возможность этим правом воспользоваться.

Школьное  самоуправление – это не «управление  самим собой», а управление школой.

Таким образом, школьное самоуправление – это не «управление самим собой», не самоорганизация  школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий. Школьное самоуправление – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

Органы  самоуправления представляют учеников ( педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких властных полномочий. Они не могут отдавать им распоряжения, не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей. Избирая орган самоуправления. Вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать  с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас они спросить не могут ничего.

Важно понять: ученическое самоуправление – это  состовная часть педагогического  процесса, развиваемая и управляемая  на основе социальных, правовых и этических принципов.

(Административное  управление образованием «Ученическое  самоуправление в обществообразовательном  учреждении» Книга современного  руководителя).

 

В педагогической практике часто путают самостоятельное  выполнение заданий учителя детьми и реальное их участие в управлении делами своего коллектива. Самоуправление, по сути, сокращённое словосочетание «самостоятельное управление».  Насколько самостоятельны дети, которые сами ничего не решают, а лишь организуют то, что им подсказывают учителя? А могут ли дети сами принимать все решения без помощи учителей? Эти вопросы всегда возникают, когда вместе с учителями  мы пытаемся разобраться в сути детского самоуправления.

Так, например,  В. М. Коротов определяет ученическое  самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Ю. П. Сокольников видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников»; Л. И. Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учёта и контроля; Н. Л. Аникеева – что самоуправление – это это организация гуманистических отношений. (Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей).

Говоря  о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идёт о реализации детьми определённых управленческих функций  в рамках делегированных им полномочий и ответственности

Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, необходимо видеть в нём составную часть общественного самоуправления. В тоже время самоуправление в детском коллективе – важнейшее средство социализации детей. На го основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, пока, к сожалению, довольно нечётко определенны. В условиях демократического общества создание таких гарантий крайне необходимо.

Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности  детей.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется  какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы может определить детское самоуправление как демократическую  форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Можно ли ввести в школу самоуправление или вывести его из школы? Конечно, нет. Можно однозначно сказать, что  при таком «самоуправлении» вряд ли дети будут ощущать себя вовлечёнными в решение проблем коллектива, так как самоуправление – явление развивающееся.Главный показатель изменений, которые происходят в коллективе в процессе самоуправления, - развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организованное в школе дело, любая деятельность пробуждала бы активность детей.

В различных источниках самоуправление рассматривается с различных  сторон: как показатель уровня сформированности коллектива, как процесс, обеспечивающий его движение вперёд. Наиболее близкий – это подход, когда самоуправление рассматривается в диалектической связи с процессом коллективообразования.

Цель деятельности и выступает  в роли системообразующего фактора  процесса развития самоуправления. В  качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности, одновременно являющаяся одной из сторон основного противоречия, обуславливающего это развитие.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.

Именно принятия решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Управленческое решение, в  какой бы форме оно ни было принято, не будет развивать самоуправление, если, в свою очередь, не будет реализована. Реализация принятого решения осуществляется в процессе организаторской деятельности, которая, как считают психологи, является «конечным завершающим звеном в широкой системе управления людьми». При этом необходимо учитывать, что не любая организаторская деятельность учащихся есть признак развития самоуправления. Только тогдв, когда организуемое учащимися дело проводится по решению органа самоуправления детского коллектива или всего коллектива учебного заведения в целом, вовлечение учащихся в организаторскую деятельность составляет часть процесса развития самоуправления, другими словами, часть единой процедуры принятия и реализации решения.

Важнейшей функцией детского самоуправления является сплочение коллектива. Органы самоуправления, реализую эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения. Взаимных ответственности, зависимости и контроля.

Наряду с общими задачами процесса управления и самоуправления по упорядочению системы одной из специфических  задач самоуправления является всемирное  развитие активности, как отдельных  учащихся, так и отдельных коллективов. Поэтому органы самоуправления реализуют специфические для изучаемого процесса самоуправления функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признака системы, как саморазвития. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Роль классного руководителя в  развитии самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно чётко  делегировал полномочия и ответственность  учащимися. Его задача – развивать активность учащихся, помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Развитие самоуправления предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности детским коллективам  в их органам самоуправления.

Развитие  самоуправления идёт более успешно, если учащиеся осознают цели коллектива как свои личные. Такие нормы функционирования в учебно-воспитательном коллективе способствует формированию товарищеских отношений между педагогами и учащимися.

Важнейшим условием реализации взаимосвязи является сформированность у педагога и детей готовности к сотрудничеству. Исследования показывают, что она во многом зависит от личности педагога, демократичности его стиля общения с учащимися.

( М. И.  Рожков «Развитие самоуправления  в детских коллективах»).


Информация о работе Ученическое самоуправление