Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:01, реферат
На сегодняшний день такие познавательные процессы как восприятие, память, мышление, воображение входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
В данной работе я постараюсь дать, общую характеристику каждого познавательного процесса, раскрыть особенности и закономерности каждого из них. А также учесть данные познавательные процессы при построении занятия.
Также в работе будут отражены классификация видов познавательных процессов, их свойства, функции, механизмы протекания, а также физиологические основы.
Введение
Глава I. Общая характеристика познавательных процессов
1.1. Восприятие
1.2. Память
1.3. Мышление
1.4. Воображение
Глава II. Учет общих закономерностей познавательных процессов и индивидуальных различий при построении занятий
Заключение
Список использованной литературы
Образы воображения
Крайне сложные формы воображения, необходимы в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности. В процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения (в психической деятельности человека).
Деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Также она играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения, в реализации наших волевых действий. Воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем.
Создание образов воображения проходит два основных этапа: анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез, являются вторым этапом формирования образов воображения. Агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Акцентирование или гиперболизация заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Глава II. Развитие познавательных процессов у младших школьников
Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в деятельности, и прежде всего в учении.
Ведущей деятельностью младших школьников, которая осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе, является учебная деятельность. В этот период она складывается и формируется, поэтому, по мнению Д.В. Эльконина, наиболее полно осуществляет свою ведущую функцию. Периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и есть младший школьный возраст.
Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельного усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности. Он способен к организации собственной деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.
Отношение младших школьников
к учению определяется мотивами. В
основе мотивации лежит познавательная
потребность, которая связана с
содержанием и процессом
Содержание учебных предметов способствует развитию познавательных процессов младших школьников. Предметом познавательного интереса становятся новые знания о мире. Организация познавательной деятельности в урочное и внеурочное время также содержит в себе такую возможность. Познавательная деятельность заключается в том, что педагогом обеспечена субъектная деятельность обучающегося, ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной и познавательной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
Вот почему отбор содержания учебного материала является важнейшим звеном формирования интереса к учению.
При организации учебно-
На этапе первоначального предъявления информации обеспечивает активизацию мыслительной деятельности учащихся и ее эффективность за счет цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала, содействует формированию системной умственной деятельности учащихся, зрительное и тактильное восприятие.
В развитии познавательных процессов младших школьников важная роль отведена и внеклассной работе, на что указывают труды Бабкина М.В., Щукина Г.И., Есенкова Т.Ф. и др.
Внеклассные занятия проводятся либо с целью ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках, либо с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроках. При ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках организуются групповые или индивидуальные учебные занятия по мере надобности с теми детьми, которые не могут далее продвигаться вперёд вместе с классом, потому что у них обнаружилось отставание по предмету. Во втором случае это осуществляется через различные формы внеклассной работы.
Если говорить о воображении, то до семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.
Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
Восприятие в начале младшего школьного возраста недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).
Ребенок может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но при этом им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина.
Если для дошкольников
было характерно анализирующее восприятие,
то к концу младшего школьного
возраста, при соответствующем обучении,
появляется синтезирующее восприятие.
Развивающийся интеллект дает возможность
устанавливать связи между
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.
По сравнению с дошкольниками
младшие школьники гораздо
Однако у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале.
Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
В процессе обучения у младших
школьников формируются научные
понятия. Овладение системой научных
понятий дает возможность говорить
о развитии у младших школьников
основ понятийного или
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Заключение
Таким образом, рассмотрев подробно такие познавательные процессы как воображение, память, мышление, восприятие можно сделать вывод.
Для нас, для будущих учителей, знание особенностей и закономерностей познавательных процессов является важным звеном. Так на примере рассмотрения познавательных процессов в период младшего школьного возраста, мы можем в дальнейшем свободно владеть знаниями, умениями и навыками учета закономерностей познавательных процессов в любом возрасте.
Познавательные процессы совершаются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых является целостным психическим актом, состоящий нераздельно из всех видов психическим процессам. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с языком, кроме того, они являются волевыми операциями и т.д.
Список использованной литературы:
1. .Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М. : Логос, 2006. — 385 с.
2. Психическое развитие младших школьников / [под ред. В.В. Давыдова]. — М., 1990. — 317 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / [под ред. В.В. Давыдова]. — М. : Педагогика, 2005. — 375 с
4. Когнитивная психология. [Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В]. 2002. – 41 -94 c./ 171 c.
Интернет источники:
http://specialworld.ucoz.ru