Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:29, контрольная работа
Ушинский Константин Дмитриевич является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Модзалевский Л.Н. справедливо писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломаносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Ушинский К.Д., как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Ведение
Основоположник педагогической науки.
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
Значение Ушинского К.Д. в развитии педагогики.
Актуальность идей Ушинского К.Д.
Заключение
Список используемой литературы
КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине История педагогики и образования
Тема: Ушинский К.Д. основоположник педагогической науки в России
План:
Ведение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Ушинский Константин Дмитриевич является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Модзалевский Л.Н. справедливо писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломаносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Ушинский К.Д., как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Как отмечали современники Ушинского К.Д., «его труды» произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого назвали отцом этой науки. Ушинский К.Д. универсален как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народного воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
1. Ушинский К.Д. – теоретик
воспитания, его отличает глубина
проникновения в сущность
Ушинский К.Д. как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести её в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский К.Д. – историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский К.Д. создает свой капитальный труд, психолого-педагогический тракт «Человек как предмет воспитания»/
Ушинского К.Д. называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Исторически Ушинский К.Д. – просветитель-демократ, его лозунг – пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убежден, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, филологию, логику, политэкономику, географию, статистику, искусство, литературу и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Ушинский К.Д. понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Таким образом, Ушинский К.Д. осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, понял педагогику на качественно новый уровень. Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский К.Д. считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта – «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли». Ушинский К.Д. обращает внимание не только на теоретическое, но и больше на практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику «искусством воспитания». В педагогической деятельности, которая строиться на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский К.Д. отмечает, что «Воспитатель – есть художник, воспитанник – художественное произведение, школа – мастерская».
2. Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.
Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой. Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.
Уже летом 1844 года Ушинский К.Д. получает кандидатскую степень по юриспруденции. В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.
После этого Ушинский К.Д. был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону. Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога. В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.
Сам Ушинский К.Д. расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг. В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Закончить его он не успел – в 1870 году он умер. Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.
3. Основные идеи Ушинского К.Д. – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский К.Д. писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.
Ушинский К.Д. является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский К.Д. глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского К.Д. были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательное - образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. Калинин М.И. на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью. Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: «Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними».
И говорят о нем люди разных
поколений, разных эпох... И. П. Деркачев,
симферопольский учитель: «Этот воспитатель
воздвиг себе памятник не в одних сердцах
и умах русских детей - многие труженики
народного образования долго и с любовью
будут вспоминать его плодотворное дело».
Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:
«Если весь славянский мир гордится Коменским
И.А., Швейцария – Песталоции, Германия
– Дистервегом, то мы, русские, не забудем,
что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич
Ушинский». Бунаков Н. Ф., выдающийся русский
педагог: «И до настоящего времени, несмотря
на то, что прошло уже более тридцати лет
со времени Ушинского, сочинения его не
утратили своего значения». Столетов В.
Н., президент Академии педагогических
наук СССР: "Согласно календарю Константин
Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого
века. Но благодаря общественно полезной
деятельности он живет и в наш век".
Памятники Ушинскому К.Д. стоят на улицах
наших городов, его имя носят институты,
школы, библиотеки. В нашем городе Нижнем
Новгороде назвали именем Ушинского К.Д.
педагогический колледж. Его бронзовый
бюст установлен в конференц-зале Академии
педагогических наук, а портреты висят
почти в каждой школе. Стипендии его имени
получают студенты, премии, и медали его
имени присуждаются ученым. Книги его
издаются на десятках языков и у нас и
за границей. Как мудрый советчик, он всегда
рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня
его добрый, искренний, чистый голос... «Человек
рожден для труда... Сознательный и свободный
труд один способен составить счастье
человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими
4. Ушинский К.Д. определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.
Столь же актуальна сейчас и идея Ушинского К.Д. о народности воспитания, которая представала у него в двух основных гранях: как выстраивание системы образования, во-первых, доступной для всего народа, и, во-вторых, основанной на национальных традициях и национальных потребностях страны. То и другое имеет остро злободневное звучание сегодня.
Заключение
Нынешняя образовательная политика все далее и далее отдаляет народ от подлинного образования. Вместе с тем она пытается выстроить отечественную образовательную систему по «заморским» образцам. Между тем еще полтора века назад Ушинский К.Д. предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Заимствуя безоглядно чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание».
Периоды крупных политических социально-экономических научных сдвигов - и эпоха Ушинского К.Д., и сегодняшнее время - всегда выдвигают на первоначальную повестку дня задачи кардинального обновления содержания образования в соответствии с новыми потребностями жизни. Эти задачи имеют первостепенную значимость. Ибо, в конечном счете, реформа образования - это в первую очередь реформа содержания образования.
Резко полемизируя не только с современными ему педагогами но - через голову столетий - и с нынешними теоретиками педагогики, Ушинский К.Д. писал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить… чем о том, для чего учиться.. При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде… Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Давно пора, заявлял он, «подвергнуть генеральному смотру все науки», чтобы решить вопрос, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».
Эти слова - о современной нашей школе, которая вновь ждет «генерального смотра наук». Как ждет она и гармоничного сочетания этих наук в содержании образования. Пока же в нем, как и писал Ушинский К.Д. «одна наука идет за другой, нигде не сталкиваясь», что рождает «хаос в голове ученика или еще хуже то мертвое состояние идей, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга». Ушинский был первым, кто поставил эту проблему в России. Первым, кто за столетие до появления известной теории «человеческого капитала» заявил, что вложения в образование - «самым производительным образом затраченный капитал, оживляющий все прочие капиталы».
Создавая русскую народную школу он убеждал власть, что «устройство хороших народных школ есть самая выгодная, самая прочная и основная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает самые источники народного богатства. Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, именно тот капитал, без которого все прочие капиталы остаются мертвыми».
Информация о работе Ушинский К.Д. основоположник педагогической науки в России