Факторы профессионального успеха педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
раскрыть сущность темы;
выявить особенности профессионального педагога;
исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
Объектом исследования является профессиональный успех педагога.
Предметом исследования является факторы профессионального успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

теоретическая часть.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

     Профессионализм  как устойчивое свойство личности  и деятельности педагога, умение  мыслить и действовать профессионально.

     Педагог ─  профессионал высокого класса  ─ это специалист, овладевший  высоким уровнем профессиональной  деятельности, сознательно изменяющий  и развивающий себя в процессе  труда, вносящий вклад в профессию,  стимулирующий в обществе интерес  к результатам своей работы.

     Согласно проведенному  исследованию были получены следующие  данные: был сформирован уровень  ключевых компетенций педагога. Нами было выявлено, что некоторые компетенции у педагога наиболее развиты, а другие наименее. Следовательно, мы свою работу направили на совершенствование наименее развитых компетенций.

     Развитие ключевых  компетенций связано с повышением  качества оперативного управления  образованием и проектированием  на каждом уровне основного  и последипломного образования  особых социальных, психологических,  педагогических и других условий  для развития специалистов.

     Изучение компетенций  и способов их формирования  и развития предполагает освоение  процедур, связанных с предопределением  личностных и общественных целей,  настоящей и будущей образовательной  деятельностью. Настоящая реальность находится в системе координат поиска, так как человек пользуется приобретенными компетенциями и предполагаемыми, чтобы оперативно справиться с современными ситуациями и прогнозируемыми вызовами XXI века.

     Как было  сказано в нашей гипотезе ─  профессионализм педагога – это то необходимое условие, при котором может успешно функционировать школа на современном этапе.

     Наше исследование  показало, что педагог имеет разный  уровень сформированности ключевых  компетенций.

     При использовании  выделенных ключевых компетенций,  они могут способствовать формированию  высокого уровня ─ это, когда педагог владеет этими компетенциями и умеет их использовать и низкого уровня ─ когда уровень сформированности ключевых компетенций очень низок.

     Для этого  необходимо целенаправленно и  систематически развивать ключевые  компетенции педагога, используя  определенные навыки и знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арсланбекова, С.А. О возможности повышения эффективности деятельности учителя / С.А. Асрсланбекова // Образование в современной школе. ─ 2004. ─ №4. ─ С. 47-51.
  2. Булахова, З.Н. Методическая работа как средство развития профессиональной компетентности педагога / З.Н. Булахова, А.Е. Шестакова, Ю.Н. Каминская // Кіраванне у адукацыі. ─ 2006. ─№10. ─ С. 43-44.
  3. Войтко, В.И. Про психологическую культуру учителя / В.И. Войтко. ─ Киев, 1974. ─ 52 с.
  4. Гурьянова, М.П. Социально-педагогический колледж / М.П. Гурьянова. ─ М., 1996. ─ Т. 1. ─334 с. ─ Т. 2. ─ 590 с.
  5. Ибрагимов, Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. ─ 2006. ─ №6.─ С. 75-81.
  6. Крылова, Н.Б. формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. ─М., 1990. ─ 140 с.
  7. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук [и др.]. ─ Минск: Современное слово, 2006. ─ 543 с.
  8. Ларина, Т.В. Профессионально-ориентировочная ситуация в педагогическом процессе / Т.В. Ларина // Мир образования ─ образование в мире. ─ 2006. ─ №3. ─ С. 45-49.
  9. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. ─ Воронеж, 1998.
  10. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. ─ М.: Просвещение. ─ 1996. ─ 460 с.
  11. Макаренко, Э.Н. Опыт творческой деятельности в структуре профессиональной компетентности педагога / Э.Н. Макаренко // Адукацыя і выхаванне: штомесячны навукова-тэарэтычны і інфармацыйна-метадычны часопіс. ─ 2009. ─ №5. ─ С. 35-42.
  12. Никончук, А.С. Профессиональная культура социального педагога / А.С. Никончук. ─ Минск, 2001. ─ 247 с.
  13. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов. ─ Минск, 1998. ─ 192 с.
  14. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. ─ М.: Ось-89, 2006. ─ 480 с.
  15. Третьякова, П.И. Показатели качества последипломного образования // Народная асвета. ─ 2003. ─ №10. ─ С. 10-12.
  16. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. ─ Москва─Воронеж, 2005. ─ 559 с.
  17. Шепетюк, В.В. Формирование гражданской позиции молодого специалиста в процессе профессиональной подготовки. / В.В. Шепетюк // Вышэйшая школа: навучна-метадычны і публітыстычны часопіс. ─ 2006. ─ №3. ─ С. 34-36. 
  18. Щербакова, Т.К. Современная модель профессиональной деятельности учителя / Т.К. Щербакова /. Стандарты и мониторинг в образовании.  ─ 2003. ─ №4. ─ С. 10-12.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Молодому педагогу

 

     Береги мир  в школе.

     Никогда не  приходи на урок без подготовки.

     Готовясь к уроку, определи для себя, прежде всего то, что ты должен повторить.

     То, что задаёшь  наизусть, должен знать наизусть  сам.

     Никогда не  спрашивай: «Что вам на сегодня  задано? На чем мы остановились?»  Ты должен сам знать это  лучше всех.

     При ответах  учеников следи за тем, чтобы  они выговаривали слова ясно  и отчетливо и чтобы все  учащиеся слышали отвечающего.

     Никогда не  проводи урок в раздраженном  состоянии. Сделай небольшой перерыв и успокоившись, продолжай дальше.

     Вопросы, которые  ты предлагаешь, должны относиться  ко всем ученикам. Поэтому после  каждого вопроса делай небольшую  паузу и только тогда вызывай  отдельных учеников. Обращаться  к школьникам лучше по имени.

     К участию  в уроке нужно привлечь каждого  ученика.

     Никогда не  обучай и не спрашивай подолгу  только одного ученика, оставляя  других без внимания.

     Если на  какой-либо вопрос несколько учеников  совсем не ответят или ответят  неверно и только затем последует  правильный ответ, то можешь  повторить его сам или попросить  повторить кого-нибудь другого.  Не забывай отметить удачный  ответ.

     Если ученик  не может дать правильный ответ,  спрашивай другого; но если поймешь, что это бесполезно, то не заставляй учеников отвечать попусту.

     Никогда не  спрашивай о том, что ученики  знать еще не могут. Ты должен  твердо помнить, что могут и  должны знать ученики из пройденного  курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: «Мы этого  еще не учили».

     Избегай вопросов, на которые может или должен  последовать лишь «да» или  «нет».

     Не перебивай  ученика при первом неполном  или не вполне правильным выражением, дай ему окончить предложение.

     Не расхаживай  по классу, выбери себе раз  и навсегда определенное место,  откуда и ученикам хорошо тебя  видно, и ты можешь видеть  всех учеников. Не стой, однако, как  прикованный на одном и том  же месте: каждый ученик должен  быть уверен, что ты в любую  минуту, если захочешь, можешь быть  около него.

     Всегда веди  себя как образованный человек;  никогда не позволяй себе по  отношению к ученикам никаких  вульгарных выражений.

     Избегай всяких  замечаний относительно положения,  материального состояния, жизни  отца или матери ученика.

     У тебя не  должно быть любимых, ни нелюбимых  учеников.

     Всегда помни,  что ты должен не проявлять  свое красноречие, а суметь  «разговорить» своих учеников.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Памятка для молодого педагога

 

     Приходите  в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, все ли готовы к  уроку, хорошо ли расставлена  мебель, чиста ли доска, приготовлены  ли ТСО, наглядные пособия.  Добивайтесь, чтобы все ученики  приветствовали вас организовано. Осмотрите класс, обратите внимание  на недисциплинированных ребят.  Старайтесь показать ученикам  красоту и значимость хорошо  организованного начала урока,  но стремитесь к тому, чтобы  на это уходило каждый раз  все меньше времени. 

     Не тратьте  время на поиск нужной страницы  в классном журнале, ее можно  приготовить на перемене, приучайте  дежурных оставлять на столе  учителя записку с фамилиями  отсутствующих учащихся.

     Начните урок  энергично. Не задавайте ученикам  вопрос: «Кто не выполнил домашнее  задание?» Это приучает к мысли,  будто не выполнение заданий  учителя – дело неизбежное. Необходимо  вести урок так, чтобы каждый  ученик постоянно был занят  делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

     Увлекайте  учеников интересным содержанием  урока, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте  темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не устойчиво, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

     Обращайтесь  с просьбами и вопросами несколько  чаще к ученикам, которые могут  заняться на уроке посторонним  делом.

     Мотивируя  оценку знаний, придайте своим  словам деловой и заинтересованный  характер. Укажите ученику, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую отметку.

     Заканчивайте  урок общей оценкой работы  класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство  удовлетворения от результатов  своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

     Прекращайте  урок со звонком. Напоминайте  об обязанностях дежурного.

     Удерживайтесь  от излишних замечаний.

     При недисциплинированности  учащихся старайтесь обходиться  без помощи других. Помните: налаживание  дисциплины при помощи чужого  авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь  за поддержкой к классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

Анкета учителя-стажера

 

     Фамилия, имя,  отчество

     Какой предмет  преподаете?

     В каких  классах работаете?

     Ваша учебная  нагрузка.

     Являетесь  ли вы классным руководителем?

     Насколько  Вы удовлетворены своей работой  учителем?

     Что больше  всего цените в учительской  профессии?

     Испытывали ли Вы трудности первый год своей работы (существенные трудности, особых трудностей не испытывал(а)):

  • в проведении урока;
  • в установлении контактов с учащимися;
  • в проведении внеклассных мероприятий;
  • в организации классного коллектива;
  • в установлении взаимоотношении с учителями;
  • в работе с родителями;
  • в выполнении общественных поручений;
  • в поиске решений в трудных ситуациях с учащимися.

     В какой  помощи Вы больше всего нуждались и в какой степени она была Вам оказана?

     Закреплен  ли за Вами для оказания  помощи более опытный учитель?  Какую помощь Вы ощущаете с  его стороны?

     Сколько Вы  посетили уроков и у кого?

     Как Вы оцениваете  свои взаимоотношения с педагогическим  коллективом?

     Какие задачи  Вы ставите перед собой на  ближайшее время?

     Как Вы оцениваете  различные стороны своей профессиональной  подготовки в вузе?

     Каковы Ваши  профессиональные планы на будущее?

     Если бы  Вам представилась возможность  вновь выбрать профессию, стали  бы Вы учителем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

 


Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога