Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
1. изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2. раскрыть сущность темы;
3. выявить особенности профессионального педагога;
4. исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Профессионализм и мастерство педагогической деятельности. Проблема профессионального несоответствия в педагогической среде………………………………5
1.1 Профессия педагога и педагогическая деятельность………………......5
1.2 Профессиональные качества педагога……………….………................9
1.3 Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности…………………………………………………………………………………...11
1.4 Педагогическая среда……………………..…………………….............15
1.5 Профессиональное самоопределение….…………………..................17
ГЛАВА 2 Исследование факторов профессионального успеха педагога…………23
2.1 Понятие ключевых компетенций………………………………………23
2.2 Практическое исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
Таким образом,
высокая нравственность, духовная
цельность и убежденность, эрудиция
и интеллектуальная развитость,
человеческая притягательность
являются важнейшими условиями формирования
педагогического авторитета воспитателя,
классного руководителя. Одним из важнейших
компонентов, образующих способность
современного специалиста педагогического
профиля к достижению успеха в профессиональной
деятельности, профессиональной самореализации
является высокий уровень сформированности
профессионального самосознания. Профессиональное
самосознание учителя может быть рассмотрено
как процесс, “внутренняя” деятельность,
имеющая свой продукт - “профессионально-
Учительство
- это искусство, труд не менее
творческий, чем труд писателя или композитора,
но более тяжелый и ответственный. Учитель
обращается к душе человеческой не через
музыку, как композитор, не с помощью красок,
как художник, а впрямую. Воспитывает личностью
своей, своими знаниями и любовью, своим
отношением к миру. Однако, учитель в гораздо
более высокой степени, чем артист, должен
воздействовать на свою аудиторию, содействовать
формированию мировоззрения своих подопечных,
дать им научную картину мира, пробудить
чувство прекрасного, чувство порядочности
и справедливости, сделать грамотными
и заставит поверить в себя, в свои слова.
При этом в отличие от актёра, он вынужден
работать в режиме обратной связи: ему
постоянно задают разнообразные вопросы,
в том числе коварные, и все они требуют
исчерпывающих и убедительных ответов.
Настоящий учитель, Учитель с большой
буквы - это личность, рождающая, формирующая
другие личности (в идеале - совместно
с семьёй). Для этого ему необходимо не
только внимание и уважение со стороны
его учеников, со стороны всего общества
[5, с.543]. Педагог - не только профессия,
суть которой передавать знания, но и высокая
миссия сотворения личности, утверждения
человека в человеке. В этой связи можно
выделить совокупность социально и профессионально
обусловленных качеств педагога: высокая
гражданская ответственность и социальная
активность; любовь к детям, потребность
и способность им отдать им свое сердце;
духовная культура, желание и умение работать
вместе с другими; готовность к созданию
новых ценностей и принятию творческих
решений; потребность в постоянном самообразовании
(Самообразование – необходимое условие
профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло к педагогу
самые высокие требования. Для того чтобы
учить других, нужно знать больше, чем
все остальные. Способность к самообразованию
не формируется у педагога вместе с получением
диплома педагогического вуза. Эта способность
определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного педагога,
но не в меньшей степени онавырабатывается
в процессе работы с источниками информации,
анализа и самоанализа, мониторинга своей
деятельности и деятельности коллег.);
физическое и психическое здоровье, профессиональная
работоспособность. Профессионально-педагогическая
направленность: идейная убежденность,
общественная активность, склонность
к доминированию, социальный оптимизм,
коллективизм, профессиональная позиция
и призвание к инженерно-педагогической
деятельности; профессионально-педагогическая
компетентность: общественно-политическая
осведомленность, психолога- педагогическая
эрудиция, инженерно-технический кругозор,
педагогическая техника, компьютерная
подготовленность, умения и навыки по
рабочей профессии, общая культура; профессионально-важные
качества личности: организованность,
социальная ответственность, коммуникативность,
прогностические способности, способность
к волевому воздействию, эмоциональная
отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия
на свое поведение, профессионально-педагогическое
мышление, техническое мышление, произвольное
внимание, педагогическая наблюдательность,
самокритичность, требовательность, самостоятельность,
креативность в области педагогической
и производственно-
1.4 Педагогическая среда
Проблема
кадров в обществе и
Все названное
важно и значимо, однако
Ввиду особого
предназначения, определяемого причастностью
к воспитанию и обучению детей,
Тем не менее,
далеко не все педагоги
Когда мы говорим о профессиональных качествах учителя, то это в равной степени относится ко всем другим категориям педагогических работников школы: воспитателям, педагогам-психологам, педагогам социальным и др. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, пытаясь добиться большей эффективности в функционировании того или иного педагогического коллектива, рассуждение и оценки начальствующих чаще всего идут в разрезе общих требований: «повысить», «улучшить», «добиться», «поднять» и т.п. Если разговор и переходит на личность специалиста, то речь идет о его упущениях, недоработках, необходимости работать лучше и продуктивнее, при этом априори подразумевается, что каждый из них, если бы по-настоящему захотел, мог бы работать хорошо. А ведь на самом деле это далеко не так.
Общеизвестно, что в одном и том же классе у одного учителя хаос и раздрай, а у другого – порядок и рабочая атмосфера. Какой-то необузданный и распущенный ученик во время урока одну учительницу может оскорбить и унизить, другую – никогда. Причина понятна: одна учительница умеет найти подход к каждому ученику, даже к самому трудному, другая – вынуждена отрабатывать полученный учительский диплом, пребывая в состоянии профессиональной недокомпетентности (назвать это некомпетентностью, видимо, нельзя, поскольку необходимые профессиональные знания, скорее всего, имеются, но поскольку, ввиду обозначенных нами причин, они на практике должны образом не реализуются, слово «недокомпетентности» может охарактеризовать подготовленного специалиста, но оказавшегося вне зоны его личностной предрасположенности). Недокомпетентность, вызванная отсутствием педагогической предрасположенности, имеет гораздо большие негативные последствия, чем проблемы в каких-то прикладных психолого-педагогических или методических знаниях. Эти упущения можно компенсировать самообразованием, опытом, даже интуицией. Выраженное личностное несоответствие требованиям педагогической деятельности никакие теории восстановить не могут, с каким бы усердием они не штудировались. В реальной жизни вызванная профессиональным несоответствием педагогическая недокомпетентность учителя, как правило, выражается в неоправданной строгости, гипертрофированной требовательности к детям, неспособности должным образом учитывать возрастные и гендерные особенности учеников, неумении заинтересовывать преподаваемым предметом, злоупотреблении в качестве ведущих мотиваторов учебы угроз, стыжения, жалоб на учеников администрации, педагогически неоправданных доносов родителям школьников на их учебу и поведение.
Таким образом,
если принять меры к
1.5 Профессиональное самоопределение
Выбор профессии
─ один из важнейших актов,
который совершает человек в
своем жизненном и
В системе профессиональная ориентация представляет как должным образом организованное информирование учащихся средних и старших классов о востребованности тех или иных профессий, их особенностях и общественно-государственной значимости, предполагается социально-психологическое тестирование учащихся на предмет обнаружения врожденных задатков к той или иной профессии и профессиональных противопоказаний, создание условий для практического прикосновения к избранному направлению деятельности, выдача соответствующей рекомендации для предстоящей профессиональной подготовки.
Если бы
нашей системе образования
А.К. Маркова в качестве признаков любого самоопределения, в том числе и профессионального, выделяет:
Все отмечено,
верно, но проблема в том,
что само по себе
В плане
устойчивого профессионального
самоопределения весьма
Термин «допрофессиональная подготовка» получила распространение после принятия в 1965 году ЮНЕСКО и Международной конференцией труда рекомендации по профессионально-техническому образованию и подготовке, по которым уровень трудового обучения в общеобразовательных учреждениях определен как предпрофессиональный. Цель допрофессиональной подготовки – способствовать формированию устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, нравственно-психологической готовности к труду, воспитанию трудовой культуры. Допрофессиональная подготовка социальных педагогов строится на основе принципов целостности, непрерывности, преемственности и практической значимости. В этот период должны обнаруживаться, складываться и развиваться базовые свойства личности, включающие, прежде всего коммуникабельность, чуткость, милосердие, альтруизм, внимательность, уважительность, порядочность, честность, терпеливость, настойчивость, энергичность, гибкость и многое другое, что профессионально необходимо такого рода специалисту.
Акцентируя
внимание на профессии
Допрофессиональная подготовка, имеющая профориентационный характер и осуществляемая в общеобразовательных или внешкольных учреждениях, также при соответствующих факультетов вузов, должна являться базовым компонентом последующего профессионального обучения социальных педагогов. Поэтому весьма кстати создание системы допрофессионального образования по этому профилю, в котором были бы должным образом разработаны как методические вопросы, так и общая структура содержания начального профессионального образования [7, с. 543].
Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога