Факторы профессионального успеха педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования является изучить факторы профессионального успеха педагога.
При рассмотрении данной темы я поставила перед собой ряд задач:
1. изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2. раскрыть сущность темы;
3. выявить особенности профессионального педагога;
4. исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Профессионализм и мастерство педагогической деятельности. Проблема профессионального несоответствия в педагогической среде………………………………5
1.1 Профессия педагога и педагогическая деятельность………………......5
1.2 Профессиональные качества педагога……………….………................9
1.3 Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности…………………………………………………………………………………...11
1.4 Педагогическая среда……………………..…………………….............15
1.5 Профессиональное самоопределение….…………………..................17
ГЛАВА 2 Исследование факторов профессионального успеха педагога…………23
2.1 Понятие ключевых компетенций………………………………………23
2.2 Практическое исследование уровня сформированности ключевых компетенций у педагога…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  высокая нравственность, духовная  цельность и убежденность, эрудиция  и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность  являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя. Одним из важнейших компонентов, образующих способность современного специалиста педагогического профиля к достижению успеха в профессиональной деятельности, профессиональной самореализации является высокий уровень сформированности профессионального самосознания. Профессиональное самосознание учителя может быть рассмотрено как процесс, “внутренняя” деятельность, имеющая свой продукт - “профессионально-педагогическую Я - концепцию”, и как интегральное качество личности, объединяющее и воплощающее в себе весь ее профессиональный опыт. Структура профессионального самосознания включает совокупность когнитивной (“Я-понимание”), аффективной (“Я-отношение”) и поведенческой (“Я-поведение”) подструктур, содержание которых отражает специфику педагогической деятельности. Составляющие компоненты структуры самосознания могут быть представлены и как этапы его развития.

     Учительство  - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества [5, с.543]. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании (Самообразование – необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с получением диплома педагогического вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени онавырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.); физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолога- педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура; профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность  в области педагогической и производственно-технологической деятельности;  психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность. Педагог является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Он не только сообщает знания, но и воистину сотворяет личность ребёнка, укореняет в нём человеческое. Наполняет его сознанием высокими знаниями, формирует и развивает миропонимание, излагает разные теории и концепции мироустройства, раскрывает систему смыслов жизненного бытия человека, актуализирует мотивацию на духовную устремлённость в личностном развитии, преподносит идеальные образцы этизма и эстетизма из истории поколений и современной жизни общества. При этом он выступает примерам целеустремлённости, увлечённости делом, человечности, порядочности, нравственности, милосердия, чистоты мыслей и других качеств [1, с. 48-50].

 

1.4  Педагогическая  среда

   

      Проблема  кадров в обществе и государстве  всегда была, есть и будет одной  из самых актуальных и важных. Сложность вопроса в том, что  функциональность любой кадровой  структуры предопределяется комплексом  разноплановых факторов, среди которых:

  • качество подготовки специалистов;
  • их профессиональная компетентность;
  • условие и характер труда;
  • величина заработной платы;
  • эффективность сложившейся системы поощрений и взысканий;
  • продолжительность оплачиваемого отпуска;
  • общественный рейтинг профессии и многое другое.

     Все названное  важно и значимо, однако фундаментальной  основой профессионального становления  и успешного функционирования  любого специалиста является  его личностная предрасположенность  к избранной профессии [10, с. 559].

     Ввиду особого  предназначения, определяемого причастностью  к воспитанию и обучению детей,  а поэтому и высокой ответственности,  педагоги в любом цивилизованном  обществе пользуются повышенным  вниманием и авторитетом, находятся  в сфере государственного контроля  и общественного признания. Особенно  уважаемы талантливые учителя  в среде своего педагогического  контактирования: коллег по работе, настоящих и бывших учеников, их родителей.

     Тем не менее,  далеко не все педагоги заносятся  общественностью в разряд «с  благодарностью воспринимаемых»  авторитетных. Практически в любой  школе есть просто учителя,  если не сказать учителя посредственные  и даже явно слабые [5, с. 77-79].

     Когда мы говорим о профессиональных качествах учителя, то это в равной степени относится ко всем другим категориям педагогических работников школы: воспитателям, педагогам-психологам, педагогам социальным и др. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, пытаясь добиться большей эффективности в функционировании того или иного педагогического коллектива, рассуждение и оценки начальствующих чаще всего идут в разрезе общих требований: «повысить», «улучшить», «добиться», «поднять» и т.п. Если разговор и переходит на личность специалиста, то речь идет о его упущениях, недоработках, необходимости работать лучше и продуктивнее, при этом априори подразумевается, что каждый из них, если бы по-настоящему захотел, мог бы работать хорошо. А ведь на самом деле это далеко не так.

     Общеизвестно, что в одном и том же классе  у одного учителя хаос и  раздрай, а у другого – порядок и рабочая атмосфера. Какой-то необузданный и распущенный ученик во время урока одну учительницу может оскорбить и унизить, другую – никогда. Причина понятна: одна учительница умеет найти подход к каждому ученику, даже к самому трудному, другая – вынуждена отрабатывать полученный учительский диплом, пребывая в состоянии профессиональной недокомпетентности (назвать это некомпетентностью, видимо, нельзя, поскольку необходимые профессиональные знания, скорее всего, имеются, но поскольку, ввиду обозначенных нами причин, они на практике должны образом не реализуются, слово «недокомпетентности» может охарактеризовать подготовленного специалиста, но оказавшегося вне зоны его личностной предрасположенности). Недокомпетентность, вызванная отсутствием педагогической предрасположенности, имеет гораздо большие негативные последствия, чем проблемы в каких-то прикладных психолого-педагогических или методических знаниях. Эти упущения можно компенсировать самообразованием, опытом, даже интуицией. Выраженное личностное несоответствие требованиям педагогической деятельности никакие теории восстановить не могут, с каким бы усердием они не штудировались. В реальной жизни вызванная профессиональным несоответствием педагогическая недокомпетентность учителя, как правило, выражается в неоправданной строгости, гипертрофированной требовательности к детям, неспособности должным образом учитывать возрастные и гендерные особенности учеников, неумении заинтересовывать преподаваемым предметом, злоупотреблении в качестве ведущих мотиваторов учебы угроз, стыжения, жалоб на учеников администрации, педагогически неоправданных доносов родителям школьников на их учебу и поведение.

     Таким образом,  если принять меры к ограничению  попадания на педагогическую  стезю людей, не склонных к  занятию педагогическим трудом  ввиду своего личностного несоответствия, то результаты деятельности нашего  учительского корпуса значительно  повысятся.

 

1.5  Профессиональное  самоопределение

   

      Выбор профессии  ─ один из важнейших актов,  который совершает человек в  своем жизненном и профессиональном  самоопределении. Осознанный выбор  профессии предполагает соблюдение  необходимых условий, которые  можно представить следующим  образом: «надо-могу-хочу»,  где  «надо» означает требования профессии  к возможностям человека, «могу»─  индивидуальные особенности личности, «хочу»─ ее профессиональные  намерения. Помочь в совершении  профессионального выбора в соответствии  со способностями, интересами, склонностями  к потребностям рынка труда  призвана профессиональная ориентация [8, с. 48-49].

     В системе профессиональная ориентация представляет как должным образом организованное информирование учащихся средних и старших классов о востребованности тех или иных профессий, их особенностях и общественно-государственной значимости, предполагается социально-психологическое тестирование учащихся на предмет обнаружения врожденных задатков к той или иной профессии и профессиональных противопоказаний, создание условий для практического прикосновения к избранному направлению деятельности, выдача соответствующей рекомендации для предстоящей профессиональной подготовки.

     Если бы  нашей системе образования функционировала  отлаженная система профориентации  и профотбора с учетом личностной  предрасположенности к занятию  педагогической деятельностью, мы  бы имели более надежную защиту  и от всевозможной околонаучной  шелухи, паллиатива захламляющих науку и усложняющих педагогическую практику. Наше учительство имело бы более стойкий иммунитет против разного рода псевдопедагогических вывертов, инновационных имитаций, а порой и явного абсурда, примером которого является паразитирующие в последнее время педагогические технологии. К сожалению, далеко не все понимают и представляют, казалось бы, очевидное: педагогическая теория действительно существует, но педагогического «теоретика» быть не может по сути, как и не должно быть педагога-ремесленника, работающего по «технологиям». Об этом свидетельствуют жизнь и творчество А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и многих других выдающихся педагогов.

     А.К. Маркова  в качестве признаков любого  самоопределения, в том числе  и профессионального, выделяет:

  • установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;
  • выбор человеком норм и координат оценивания себя на основе идеалов и ценностей;
  • определение своих наличных качеств, соответствующих требованиям норм, принятие или непринятие себя;
  • предвосхищение своих потенциальных качеств;
  • построение своих целей, задач, планов.

     Все отмечено, верно, но проблема в том,  что само по себе самоопределение  подростков и учащейся молодежи  просто так не осуществится, нужна  системная психолого-педагогическая  поддержка этого процесса.

     В плане  устойчивого профессионального  самоопределения весьма полезной  является допрофессиональная подготовка. (Предрасположение к педагогической деятельности в школьные годы. Школа не дает профессиональную подготовку, а выявляет учащихся имеющих склонность к профессии учителя, формируются осознанные мотивы для выбора профессии педагога).

     Термин «допрофессиональная подготовка» получила распространение после принятия в 1965 году ЮНЕСКО и Международной конференцией труда рекомендации по профессионально-техническому образованию и подготовке, по которым уровень трудового обучения в общеобразовательных учреждениях определен как предпрофессиональный. Цель допрофессиональной подготовки – способствовать формированию устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, нравственно-психологической готовности к труду, воспитанию трудовой культуры. Допрофессиональная подготовка социальных педагогов строится на основе принципов целостности, непрерывности, преемственности и практической значимости. В этот период должны обнаруживаться, складываться и развиваться базовые свойства личности, включающие, прежде всего коммуникабельность, чуткость, милосердие, альтруизм, внимательность, уважительность, порядочность, честность, терпеливость, настойчивость, энергичность, гибкость и многое другое, что профессионально необходимо такого рода специалисту.

     Акцентируя  внимание на профессии социального  педагога, подчеркнем, что продуманная  и настоящим образом организованная  допрофессиональная подготовка этих специалистов дает возможность:

  • обеспечивать более раннее жизненное и профессиональное самоопределение, развивать важные человеческие и профессиональные качества личности;
  • расширять сферу социальной адаптации, саморазвития и самоутверждения подростков, воспитывать стремление  и умение делать добро, совершать добродетельные поступки в сфере социальной помощи, овладевать коммуникативными организаторскими способностями, на позитивной основе оценивать свой социальный опыт;
  • из состава участников детско-молодежных социальных инициатив формировать корпус абитуриентов, сознательно выбирающих профессию социального педагога;
  • на практике способствовать оздоровлению социальной среды, возрождение народных и семейных традиций, духовных и нравственных идеалов.

     Допрофессиональная подготовка, имеющая профориентационный характер и осуществляемая в общеобразовательных или внешкольных учреждениях, также при соответствующих факультетов вузов, должна являться базовым компонентом последующего профессионального обучения социальных педагогов. Поэтому весьма кстати создание системы допрофессионального образования по этому профилю, в котором были бы должным образом разработаны как методические вопросы, так и общая структура содержания начального профессионального образования [7, с. 543].

Информация о работе Факторы профессионального успеха педагога