Факторы успешности обучения грамматике ИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо уточнить понятие «грамматика», установить связи грамматики ИЯ, имеющий специфические особенности, с практикой обучения, педагогикой, психологией, лингвистикой и рассмотреть основные условия её изучения. Широкий обзор названной проблемы представлен Витлином Ж.Л., на мнение которого мы считаем необходимым опираться при рассмотрении данного вопроса.

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы успешности обучения грамматике ИЯ.docx

— 15.02 Кб (Скачать файл)

Факторы успешности обучения грамматике ИЯ 
 

Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо уточнить понятие «грамматика», установить связи грамматики ИЯ, имеющий специфические особенности, с практикой обучения, педагогикой, психологией, лингвистикой и рассмотреть основные условия её изучения. Широкий обзор названной проблемы представлен Витлином Ж.Л., на мнение которого мы считаем необходимым опираться при рассмотрении данного вопроса. 

Так, выделившись  из синтеза логико-философских вопросов, грамматика ещё до нашей эры стала  самостоятельной областью знаний. Понятие  «грамматика» (греч. grammatike) первоначально обозначало искусство чтения и письма. По мысли Витлина Ж.Л. в средние века «свободное искусство» grammatikа (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком (иногда и другим языкам), сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель (10, с. 22) 

В последующий период, особенно начиная с 19 в., понятие  «грамматика» наполняется новым  содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. Согласно теории Витлина Ж.Л., грамматика стала обозначать:  

- грамматический  строй языка; 

- раздел языкознания,  изучающий такой строй; 

- совокупность правил  изменения слов, их соединений  в сочетания, предложения; 

- учебник, содержащий  описание правил. 

Следует отметить, что  в 20 в лингвисты и методисты, отечественные  и зарубежные, стали особенно часто  включать в понятие «грамматика» разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика, а так же орфография (20, с. 18). В текущем столетии учебники грамматики ИЯ стали образовывать некое  целое, составные части которого ориентированы на разные цели: грамматики для многих типов учебных заведений, для различных возрастных категорий  учащихся и ступеней обучения. При  этом наблюдались тенденции почти  полной или абсолютно полной ликвидации грамматики и всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях. Тенденции к сокращению роли грамматики при обучении ИЯ наблюдаются и по сей день, т. к. зачастую образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты. Это связано с тем, что ученики не осознают данных целей и не принимают практической значимости обучения грамматике. Сокращение роли грамматики привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащиеся вследствие применения коммуникативного метода обучения ИЯ. 

Так, по мнению. Витлина  Ж.Л., исторический опыт показывает, что, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой, преувеличение её роли в учебном  процессе отрицательно сказываются  на результатах практического овладения  языком (10, с. 23) 

Но проблема роли и объёма грамматики не является единственной. 

Для решения современных  проблем повышения эффективности  обучения ИЯ необходимо отметить дидактическую  грамматику, в которой формулировка правил и использование терминологии зависит от возраста обучаемых, их знаний, опыта, психологических и других особенностей. Немецкий методист Г. Хельбиг указывает, что дидактическая грамматика изучает представление грамматики в учебниках в целях изучения языка (32, с. 13). 

Таким образом, эффективность  обучения грамматике может быть достигнута на основе учета психолого-педагогических закономерностей путём усиления роли дидактических основ обучения грамматике. 

Отметим тот факт, что учитывая современные потребности  широких слоёв населения развитых государств изучать грамматику практически, а так же накопленный опыт обучения грамматике ИЯ в десятках европейских  стран, Совет Европы принял решение  в качестве одного из ключевых принципов  обучения ИЯ рекомендовать постановку только практических (коммуникативных) целей обучения грамматическому  строю (10). Но структура грамматик  многих отечественных школ не соответствует  данному принципу в связи с  тем, что по большей части они  имеют описательно-лингвистическую, а не коммуникативную направленность. 

Очевидно, что само по себе дефиниция частей речи, членов предложения, типов предложения, типов  сказуемого – как и многие задания, направленные на отыскание этих грамматических категорий в текстах, на их запоминание  и воспроизведение, не способствует формированию речевых умений, которые  образуются на основе специфических  механизмов речи. 

При рассмотрении проблемы формирования грамматических механизмов следует учитывать условия их формирования, определяемые И.Л. Бим. По мнению методиста, чтобы избежать излишнего теоретиризования и вместе с тем не опуститься до узкого практицизма, необходимо следующее (3, с. 15): 

- рассматривать обучение  грамматике как средства оформления  устной и письменной речи с  учетом доминирующей роли её  содержательной стороны; 

- отобрать определённый  грамматический минимум с целью  выявления соответствующих грамматических  явлений в рамках рецептивных  и репродуктивных видах деятельности. Причём автоматизированное владение  активным минимумом является  неотъемлемым условием формирования  грамматических механизмов речи. 

Таким образом, перечислим факторы, которые являются необходимыми для лучшего достижения цели практического  владения языком: 

1. Необходимо усилить  дифференциацию при отборе материала  для активного и пассивного  грамматического минимума с учетом  определённых условий формирования  грамматических механизмов речи. Учащимся необходимо объяснить,  каким образом грамматические  явления, существующие в родном  языке, передаются на иностранный  язык в условиях грамматически  правильного оформления речи. С  другой стороны, учащиеся должны  научиться понимать те грамматические явления, которые встречаются в иноязычных текстах, но не употребляются или в собственной речи, другими словами, явления, принадлежащие к пассивному грамматическому минимуму. 

2. Необходимо учитывать  связь грамматики с дидактикой, лингвистикой и психологией, определяя  тем самым значение учета психологических  особенностей учащихся при обучении  грамматической стороне иноязычной  речи, а также учета построения  грамматики по принципу не  от термина к значению, а от  примеров к их значению. 

3. Необходимо во  многом изменить традиционный  характер и язык изложения  грамматического материала. Сухость,  абстрактность создают у обучающихся эмоционально-отрицательное отношение к грамматике. Грамматика, в том числе теория, должна быть изложена увлекательно, живо, интересно; она должна побуждать эмоции, быть ориентированной на личность учащегося, сопровождаться комическими и другими рисунками. 

Все это, безусловно, повысит эффективность обучения ИЯ.

Информация о работе Факторы успешности обучения грамматике ИЯ