Физическое воспитание в системе современного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является установить эффективные формы и методы организации физического воспитания школьника.
Объект: исследования физическое воспитание в современной системе образования.
Предмет исследования: формы и методы физического воспитания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность, значение и основные понятия физического воспитания;
2) определить основные задачи и функции физического воспитания;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
1 Физическое воспитание в системе современного образования и его проблемы………………………………………………………………………..

6
1.1 Сущность и значение физического воспитания………………………….
6
1.2 Функции и задачи физического воспитания……………………………..
10
1.3 Проблема дифференциации физического воспитания…………………..
13
2 Организация физического воспитания в системе современного образования……………………………………….…………………………….

18
2.1 Методы и принципы организации физического воспитания……………
18
2.2 Традиционные и нетрадиционные формы организации физического воспитания……………………………………………………………………….

26
2.3 Формы организации физического воспитания во внеурочное время…...
36
Заключение……………………………………………………………………….
40
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания [6, с. 132].

Реализация перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции и задачи физического воспитания

 

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций.

Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и  нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужит интересам общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т. п.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение.

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.

Общекультурная функция, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием. [4, с. 71]

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны [11, с. 83].

1. Укрепление  здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья является государственной задачей. Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков – основное назначение физического воспитания в школе.

3. Развитие  основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих  практических действий связано  с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся  такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников  к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.

5. Воспитание  гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.

6. Формирование  организаторских навыков, подготовка  общественного физкультурного актива, т. е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов [11, с. 90].

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т. п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблема дифференциации физического воспитания

 

Вопрос о дифференциации физического воспитания школьников неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Целью исследования является разработка концептуальных подходов дифференциации и индивидуализации отбора и структурирования содержания физического воспитания учащихся [5, с. 47].

Существуют примерные показания для определения детей в подготовительную группу при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Данные медицинских осмотров, периодически повторяющихся раз в четверть, а также сдвиги в физической подготовленности являются основанием для заключения о дальнейших занятиях школьников физическими упражнениями в той же группе или переводе в другую. Перевод осуществляет врач. Цель работы учителя: работать над переводом в основную медицинскую группу большинства школьников подготовительной группы.  Само собой разумеется, что все заболевания требуют разного подхода. Поэтому необходимо обратить внимание на дифференцированный подход к процессу обучения, воспитания и физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья, определенных в подготовительную медицинскую группу с целью их физического совершенства и возможности подготовки для перехода в основную группу. Особое внимание следует обратить на содержательную часть занятий.

Переключение внимания с учащихся основной группы на подготовительную должно проходить путем замаскированного чередования или «как получается». Схема урока физической культуры является общей для учеников как основной так и подготовительной медицинских групп. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки и специфике содержания учебного материала каждой из частей урока. Эффективность урока физической культуры зависит от методов организации деятельности учащихся.

Фронтальный метод организации деятельности используется и в подготовительной и в заключительной частях урока. Сущность в том, что учитель занимается со всеми учениками [16, с. 36].

Групповой метод применяется в основной части и используется при прохождении достаточно сложного материала. Преимущество способа в том, что учитель имеет возможность оказывать необходимое внимание группе более слабых учеников, не нарушая общего хода урока и не мешая другим.

Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнение упражнений, используется как в основной, так и в подготовительной частях урока. Метод способствует выполнению корректирующих упражнений, варьированию объема и интенсивности упражнений и индивидуальному совершенствованию двигательных умений и навыков.

Важным моментом в работе учителя являются разработка комплексов применяемых физических упражнений. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на бережном отношении к состоянию здоровья ребенка. Обязательно должны использоваться дополнительные формы занятий в виде различных мероприятий, прогулок, экскурсий, соревнований, которые позволяют корректировать отдельные отклонения детей различного характера и различной степени осложнения.

Все группы можно разделить на три подгруппы А, Б и В.

Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается реакцией на них состояниями  сердечно-сосудистой системы.

Например, нарушение сердечного ритма, некоторые заболевания сердечно- сосудистой системы, патология органов зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронические отит, хроническая пневмония, хронический пеилонефрит [3, с. 137].

При этих заболеваниях используются специальные тренирующие нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости.

Подгруппу Б составляют  заболевания при которых выбор нагрузок обусловливается состоянием органов брюшной полости, малого таза, степенью проявления болевого синдрома. В эту подгруппу входят дискенезии желчевыводящих путей, гастродуоденит, остаточные явления после операций, хронические заболевания органов в стадии ремиссии. Здесь так же используется комплекс упражнений: например на осанку, самомассаж, дыхательные, водные процедуры.

Подгруппу В объединяют заболевания и анатомические дефекты опорно- двигательного аппарата: деформация суставов и позвоночника, различные нарушения осанки, плоскостопие. Упражнения на осанку, общеразвивающие, дыхательные танцевальные, подвижные игры. Направленность упражнений состоит в увеличении амплитуды движений суставов и позвоночного столба, формирования мускульного корсета [3, с. 148].

Для подгруппы А не существует противопоказаний в выполнении следующих контрольных нормативов: наклон из положения стоя, челночный бег, подтягивание на перекладине

В подгруппе Б можно выполнять челночный и шестиминутный бег. Следует соблюдать осторожность при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивания на перекладине, прыжке в длину с места.

В подгруппе В контрольные упражнения  подбираются индивидуально в зависимости от двигательных возможностей.

Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов, т. е. соответственно нормативным требованиям.

Таким образом, дифференциация физического воспитания школьников по группам здоровья с акцентом на оптимизацию двигательной подготовленности группы заключается, на наш взгляд, в следующем:

1. Школьники, отнесенные по состоянию здоровья  к подготовительной группе здоровья  с низким физическим развитием  и подготовленностью, занимаются физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного отбора физических нагрузок.[3, с. 152]

2. Дифференциация  физического воспитания – это  организация учебно-воспитательного  процесса с учетом возрастно-половых, индивидуальных психофизиологических  особенностей. Они включают и  целесообразность использования  различных комплексов физических  упражнений в зависимости от  диагноза и группы заболеваний, а также необходимость разработки  различных подходов к оценке  результатов контрольных нормативов подготовительной группы [3, с. 158].

3. Для организации учащихся подготовительной группы на уроке следует использовать различные методы проведения занятий, но с преимущественным проведением основной части по отделениям и со строгим ограничением использования соревновательного метода.

4. Для  улучшения состояния здоровья  с учащимися подготовительной  медицинской группы должны проводиться  дополнительные занятия по общефизической  подготовленности один-два раза  в неделю по 45–60 минут в послеурочное время.

5. Основное  содержание уроков и дополнительных  занятий этих детей заключается  в выполнении специальных упражнений  в зависимости от характера  заболеваний, возрастно-половых особенностей  и состояния спортивной базы. Школьники этой группы могут  участвовать в соревнованиях, по  строгому допуску врача.

6. В зависимости  от реакций организма все заболевания  делятся на три подгруппы А, Б и В, описанные выше.

7. Все  учащиеся подготовительной группы  выполняют нормативные упражнения  за исключением противопоказанных. Для подгруппы А осторожность следует соблюдать при выполнении прыжков в длину с мета и при поднимании туловища, для Б – при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивании на перекладине, прыжка в длину с места. Для подгруппы В контрольные упражнения подбираются с учетом двигательных возможностей.

8. Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов. Уровень средней и итоговой оценки определяется по выполненным нормативам, независимо от их количества. При выставлении четвертных отметок учащимся подготовительной группы уровень физической подготовленности не учитывается.

Информация о работе Физическое воспитание в системе современного образования