Физическое развитие детей разных возрастов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Педиатрия (от греч. рais, род. рaidos – дитя, iatreia – врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. По сути, педиатрию можно определить как медицину периода роста, формирования и функционального становления человеческого организма.
Педиатрия включает 2 главных компонента: изучение развития здорового ребенка и педиатрия болезней.
Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты.

Содержание

Основные вехи развития педиатрии как науки…………………………………....3
Физическое развитие детей разных возрастных групп……………………...7
Источники информации………………13

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

 

 

 Кафедра здоровьесберегающих  технологий и адаптивнй физической культуры.

 

 

 

 

                  Контрольная работа

     «Основные  вехи развития педиатрии как  науки»,

      «Физическое  развитие детей разных возрастов».

 

 

                                      Подготовила: Прокофьева Дарья Алексеевна

                                                            Студентка 1 курса 1 группы факультета                           

                                                            Педагогики и психологии

                                                            Проверила: Перевозчикова Е.В

 

                    

                        Шуя 2013 г.

Содержание:

  1. Основные вехи развития педиатрии как науки…………………………………....3
  2. Физическое развитие детей разных возрастных групп……………………...7
  3. Источники информации………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные вехи развития педиатрии  как науки.

  Педиатрия (от греч. рais, род. рaidos – дитя, iatreia – врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. По сути, педиатрию можно определить как медицину периода роста, формирования и функционального становления человеческого организма.

  Педиатрия включает 2 главных компонента: изучение развития здорового ребенка и педиатрия болезней.

   Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты.

  По существу педиатрия берет свое начало с создания сиротских приютов (первый открыт в 787 г. в Милане архиепископом Датыем). Период средневековья ознаменовался очень высокой смертностью взрослого населения (войны, эпидемии, смертность в родах), поэтому родители не успевали воспитывать своих детей, что явилось основанием организации опекунских приютов и домов.

  В первых детских приютах смертность достигала 98%, что и явилось пусковым моментом для активного поиска путей улучшения жизни и выживаемости детей. Вокруг приютов начинают формироваться научные школы, в которых изучаются особенности детского организма и пути профилактики заболеваний. Так были сформированы самые актуальные направления педиатрической науки – гигиена и диететика. Улучшение условий содержания детей и их питания сразу привели к значительному снижению смертности. Третьей важнейшей частью педиатрии следует считать социологию, или социальную педиатрию. Традиционно сложившиеся условия жизни, особенно в крестьянских семьях, и не только в России (плохой уход, знахарские традиции – пропускание через дуб, помещение на лопате в горячую печь, и др., постоянные побои пьяными родителями и т.д.) приводят к тому, что если ребенок не умирает в детстве, то формируется в дефектную психически и физически личность, повторяющую все пережитое на своих детях.

  В России первая детская больница была открыта в Петербурге в 1834 году (ныне им. Филатова).

   Основоположником педиатрии в нашей стране принято считать Степана Фомича Хотовицкого (1796-1885), которому принадлежит первый русский труд по педиатрии – «Педиятрика».  Первый систематический курс по педиатрии читает в Петербурге акушер Н.М.Максимович-Амбодик.

   Дата рождения русской кафедры педиатрии – 1865 год (В.М.Флоринский, Медико-хирургическая академия).

   С 1932 г. в нашей стране впервые в мире были открыты педиатрические факультеты в медицинских институтах и организованы педиатрические медицинские институты.

   Яркий след в педиатрии оставлен следующими учеными-педиатрами:

Карл Андреевич Раухфус (в настоящее время его имя  носит детская больница в Петербурге). Спланировал и открыл многопрофильные  детские больницы.

Нил Федорович Филатов  – кафедра педиатрии Московского  университета (описал скарлатинозную желтуху, инфекционный мононуклеоз, издал  «Семиотику и диагностику деских болезней» и др.).

Георгий Несторович Сперанский – академик АМН СССР – первый организатор детских консультаций в 1908 году, автор «Учебника болезней детей раннего возраста».

Александр Андреевич Кисель – профессор, зав. каф. педиатрии  Московского университета, много  сделавший в изучении ревматизма у детей.

 Главой Ленинградской  научной школы педиатров считают  Михаила Степановича Маслова.  Его последователем был профессор  Александр Федорович Тур (1894 –  1974).

     Только после социалистической революции в России забота о детях была возведена в ранг государственных проблем. В 1913 г. детская смертность достигала ужасающих размеров – 273 на 1000 детского населения. Уже на 6 день установления Советской власти был создан Народный комиссариат государственного призрения, в составе которого образована специальная Комиссия по охране материнства и детства. Подписывается закон о социальном страховании (оплаченный отпуск по беременности и родам, право кормящим матерям каждые 3 часа отлучаться с работы для кормления ребенка). Обозначена конечная цель: «Нам нужно обеими руками ухватиться за главнейшее звено – охрану материнства и младенчества, и тогда мы вытянем всю цепь – оздоровим все население» (первый Нарком здравоохранения Н.А.Семашко).

    В нашей стране вопросы охраны здоровья детей с момента образования СССР были возведены в ранг приоритетных государственных проблем.

    В отличие от систем образования США и Европы, где врач-педиатр является специалистом, формирующимся уже после получения общеврачебного диплома, в России педиатрами становились через все годы студенческого обучения, получая все дисциплины в онгогенетическом плане, т.е. была принята концепция специального высшего педиатрического образования.

    Основные звенья и организационные формы оказания медицинской помощи матерям и детям: женская консультация. После рождения роддом передает сведения в детскую поликлинику. Детские диагностические центры. Детские стационары (инфекционные и неинфекционные). Детская больница, в отличие от взрослой, должна иметь возможности максимального разобщения, что достигается полубоксовой или боксовой системой. Детские отделения могут быть неспециализированными и высокоспециализированными. Система «дневного стационара» при поликлиниках и ДЦ, и наоборот, поликлинические консультативные отделения при стационарах. Специализированные службы детского здравоохранения – представлены городскими, областными, краевыми центрами, диспансерами, федеральными высокоспециализированными центрами.

 

 

Физическое развитие детей  разных возрастных групп.

Для полного представления  о состоянии здоровья подрастающего  поколения, кроме заболеваемости, демографических  данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма  – физического развития.

Физическое  развитие детей - это процесс смены морфологических и функциональных особенностей организма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.

Физическое  развитие человека обусловлено:

1)биологическими  факторами (наследственность, пол, возраст); 2)социальными факторами (материальный и культурный уровень жизни, использование и распределение материальных благ, питание, воспитание, быт и др.).

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  -факторы пренатального происхождения (гестозы, недоношенность, многоплодность и др.);

- количество и качество питания, неправильное вскармливание;

- острые и и хронические заболевания;

- врожденные и наследственные заболевания;

- эндокринные заболевания;

- органические поражения ЦНС;

- биологические факторы;

- социально-экономические, бытовые факторы

- нарушения режима.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО:

- масса  тела при рождении 3200-3500 г;

- длина  тела - 50-52 см;

- окружность  головы - 34-36 см;

- окружность  груди - 32-34 см;

- физиологическая  потеря массы тела 5-8%.

Расчет  основных показателей физического  развития детей, старше

1-года:

  • Масса тела:

  • От 2 до 10 лет: M (кг) = 10+2*n,

    • где n – возраст ребенка в годах.
  • Старше 10 лет: M = 30+4*(n-10),

    • где n - возраст ребенка в годах
  • Рост:

  • до 4-х лет L = 100 – 8*(4-n);

  • старше 4-х лет L = 100+6*(n-4),

    • где n - возраст ребенка в годах

      Формы нарушения физического развития:

- гипотрофия;

- задержка роста;

- паратрофия;

- ожирение;

- акселерация;

- избыточный рост.

ПАРАТРОФИЯ (до 1-го года): - с преобладанием массы над ростом;

  • равномерный избыток массы и рост;

ОЖИРЕНИЕ (после 1-го года):

  • І ст. избыток массы 15-30%;

  • ІІ ст. - 30-50%;

  • ІІІ ст. - 51-100%;

  • IV ст. – избыток более 100%.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе. 
 
Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке: 
 
1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке; 
 
2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно; 
 
3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках, 2 раза в год; 
 
4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах, 1 – 2 раза в год; 
 
5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров, 1 раз в год; 
 
6) допризывники – в военкоматах по местожительству; 
 
Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»: 
 
1) для детей первого года жизни – по месяцам; 
 
2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца; 
 
3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям; 
 
4) для детей старше 7 лет – за каждый год. 
 
Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие: 
 
1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие: 
 
1) соматометрические – размеры тела и его частей; 
 
2) остеометрические – размеры скелета и его частей; 
 
3) краниометрические – размеры черепа. 
 
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся: 
 
1) тип телосложения; 
 
2) развитие жирового слоя, мускулатуры; 
 
3) форма грудной клетки, спины, живота, ног; 
 
4) пигментация; 
 
5) волосяной покров; 
 
6) вторичные половые признаки и пр. 
 
3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся: 
 
1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром); 
 
2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др. 
 
Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год). 
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме  того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов  на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков и т. д.).

 
Общепринятых стандартов физического  развития не существует. Различные  условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают  разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического  развития в динамике лет (акселерация  и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5—10 лет.

 

 

 

 

Источники информации:

 

 

 

 

 


Информация о работе Физическое развитие детей разных возрастов