Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:05, реферат
В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
Введение
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования игр и игровых приемов
1.1 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
1.2 Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Игра "Найди свой домик".
Оборудование: три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.
Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.
Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".
Игра "Перейди через болото".
Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.
Оборудование: большие зеленые круги ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч).
Ход игры. На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.
Игра "Собери букет".
Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.
Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква.
Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает "букет". Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.
Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое "игровое поле". При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия.
«Овощи»
Координация речи
с движениями, работа над темпом и ритмом
речи.
Как-то вечером на грядке дети идут по
кругу, взявшись за руки
Репа, свекла, редька, лук в центре круга
– водящий с завязанными глазами
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: останавливаются,
крутят водящего
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячьтесь лучше, разбегаются, приседают,
водящий ищет.
прячьтесь глубже
Ну а ты иди искать.
• Урожай
Координация речи с движениями, закрепление
в речи глаголов: соберем, натаскаем, накопаем,
срежем, нарвем.
В огород пойдем
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный показывают
круг руками – 3 раза
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке
• Листья
Координация речи
с движениями
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят движения
руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят поднимаются,
кружаться.
• По ягоды
Координация речи с движениями
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли
Раз, два, три, четыре, пять маршируют
Мы идем искать опять
• За грибами
Координация речи
с движениями; Развитие творческого воображения,
подражательности; Закрепление в речи
глаголов: «искать», «срывать», «собирать»
Все зверюшки на опушке дети идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала
Скакали зайчатки
Искали опятки
Медведь проходил
Мухомор раздавил
• Дождик
Координация речи
с движениями, работа над темпом и ритмом
речи
Капля раз,
Капля два
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли
• Мячик мой
Друг веселый, мячик мой 4 прыжка
на носках руки на поясе
Всюду, всюду он со мной 2 взмаха левой
и правой рукой –
Раз, два, три, четыре, пять 5 прыжков на
носках, руки на поясе
Хорошо с мячом играть
• Посуда
Вот большой стеклянный чайник надули
живот: одна рука на поясе, другая
Очень важный как начальник
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукнут- разобьются
Вот серебряные ложки
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
• С Новым годом
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй дедушка Мороз
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес
На верхушке выше веток
Загорелась, как всегда
Самым ярким, жарким светом
Пятикрылая звезда
• Заяц Егорка
Координация речи
с движениями
Заяц Егорка
Свалился в озерко в центре на корточках
сидит «заяц»
Бегите под горку!
Спасайте, Егорку.
• Теленок
Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи
Бу-бу
Я рогатый
Бу-бу
Я хвостатый
Бу-бу
Я ушастый
Бу-бу
Очень страшный
Бу-бу. Испугаю.
• Хозяйка
Координация речи
с движениями, работа над темпом и ритмом
речи, развитие творческого воображения
Наша-то хозяюшка
Сметлива была
Всем в избе работушку
К празднику дала
Чашечку собачка
Моет языком
Хрюшка собирается
Крошки под окном
По столу котище
Лапой скребет,
Половичку козочка
Венечком метет.
• Домашние птицы
Координация речи
с движениями, работа над темпом и ритмом
речи, развитие творческого воображения
Наши курочки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет : ку-ка-ре-ку!
• На лужайке поутру
Координация речи
с движениями, работа над темпом и ритмом
речи, развитие творческого воображения
На лужайке поутру
Мы затеяли игру
Я подснежник, ты-вьюнок
Становитесь в наш венок
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть
Мы- веселые лучи,
Мы резвы и горячи
• Веснянка
Координация речи
с движениями, развитие общих речевых
навыков, развитие речевого дыхания.
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило
Ручейки на улице
Все журчат, журчат
Журавли курлыкают
И летят, летят
• Ракета
А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете
На носках поднимись, тянутся, подняв руки
над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, три, потянись тянутся
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу.
• Мчится поезд
Координация речи
с движениями, развитие творческого воображения
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. стоящему впереди
ребенку. Первый ребенок делает
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплюсь.
• Маляры
Координация речи
с движениями, развитие общих речевых
навыков
Маляры известку носят,
Стены кистью купоросят
Не спеша разводят мел наклонившись, мешают
кистью воображаемом ведре
Я бы тоже так сумел
• Кровельщик
То не град, то не гром – стоят кружком,
изображают удары молотком
Кровельщик на крыше. Тянутся на носках,
подняв руки вверх
Бьет он громко молотком изображают удары
молотком
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом изображают удары
молотком
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, достают
носки руками.
• Гусеница
Координация речи
с движениями, развитие творческого воображения
Этот странный дом без окон дети лежат
на спинках вытянувшись;
У людей зовется «кокон» руки вдоль туловища,
ногами в центр круга
Свив на ветке этот дом
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпу всю зиму поворачиваются
на другой бок
Но зима промчалась мимо поворачиваются
на спину, потягиваются лежа
Март, апрель, капель, весна медленно садятся
Просыпайся соня-сонюшка
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она.
• Золотая рожь
Ветерок спросил, пролетая: бегут по кругу
на носках, руки на поясе
- Отчего ты, рожь золотая? Меняют направление
бега
А в ответ колоски шелестят останавливаются,
руки вверх, наклоны в стороны
- Золотые руки растут.
• Ежик и барабан
С барабаном ходит ежик маршируют по кругу,
изображая игру на барабане
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами идут по кругу спрятав
руки за спину
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, то одной рукой,
то другой рукой подносят
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, останавливаются,
разводят руки
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались
Бум-бум-бум!
И удары раздавались
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули руками.
• «Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома идут
по кругу, катят перед собой
мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот «Рисуют»
руками три круга, начиная
никто не проедет,
никто не пройдет
Знакома она уже всей детворе Идут по кругу,
последние слова говорит
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
• «Снегири»
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири головы на строку
Распушили перышки
Греются на солнышке.
головой вертят,
Улететь хотят
- Кыш!Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! Руками, как крыльями
• «Воробей»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей в центре один
ребенок - он скачет, как воробей
Воробей-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.