Формирование гендерной культуры обучающихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:13, доклад

Краткое описание

До недавнего времени в нашем обществе существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец.
Прогресс вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Панченко С.А. статья.docx

— 22.93 Кб (Скачать файл)

Формирование гендерной культуры обучающихся младшего школьного возраста

 

«Дети – это счастье, созданное вашим трудом»

В.А.  Сухомлинский

До недавнего времени в нашем обществе существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец.

Прогресс вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной,  во взгляды на семью,  в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей (маскулинность – для мужчин, феминность – для женщин) уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств.

Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Одна из главных задач школы на сегодняшний день – это воспитать из девочек – будущих женщин, а из мальчиков – будущих мужчин.

Ученые отмечают, что одинаковый подход к  воспитанию и обучению мальчиков и девочек приводит к нивелированию или потери гендерных признаков, что негативно сказывается на личностном развитии, состоянии  здоровья и выборе жизненного пути. Особенности психофизического развития девочек и мальчиков  разные: различаются ритмы и темпы развития,   познавательные стратегии и пути формирования познавательных способностей мальчиков и девочек,   уровень   адаптивных возможностей организма и др. Данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования гендерных качеств личности. Для всестороннего развития  мальчиков и девочек необходим соответствующий процесс обучения и воспитания, основанный на построении образовательных траекторий с учетом гендерных различий.  

Почему проблему гендерного воспитания необходимо решать на этапе обучения детей в начальной школе?

Психологи отмечают, что началом гендерного воспитания может являться четвертый год жизни. В дошкольных образовательных учреждениях проводится соответствующая работа (беседы, сюжетно-ролевые игры). Однако в школу приходит достаточно большое количество детей, не посещавших ДОУ.

Россия - многонациональный мегаполис, часто дети дошкольного возраста, не посещавшие ДОУ,  воспитываются в семье в духе национальных традиций, незнание общепринятых правил и норм поведения, этикета создает трудности в адаптации ребенка к школьной жизни, общению со сверстниками противоположного пола.

Исследования показывают, что уровень психологической культуры родителей в вопросах гендерного воспитания недостаточно высокий. В социальном паспорте классов начальной школы  наблюдается увеличение доли матерей-одиночек, женщин, воспитывающих сыновей без поддержки мужчин. Таким семьям требуется индивидуальная помощь, консультирование в воспитании детей.

Младший школьный возраст - благоприятный период для решения сложной задачи формирования гендерной культуры.

Учитель начальных классов в большей степени может оказать помощь родителям в психолого-педагогическом просвещении, т.к. именно на этапе обучения детей в 1-4 классах родители стремятся к общению с учителем, прислушиваются к мнению педагогов, посещают родительские собрания. Как правило, с переходом детей в основную школу степень участия родителей в жизни школы, сотрудничества  с педагогами снижается.

Учитель начальных классов - непререкаемый авторитет для ученика. Дети стремятся следовать указаниям учителя, принимать точку зрения педагога, соблюдать правила, предложенные учителем.

Изучение проблем гендерного воспитания детей являлось одной из задач проводимого в МБОУ СОШ № 2 г. Строитель Белгородской области эксперимента «Развитие здоровой личности на основе гендерного подхода», призванного создать благоприятную образовательную среду для всестороннего развития и совершенствования школьников. Своевременное педагогическое воздействие и правильный подход  к вопросам гендерного воспитания в школе должен обеспечивать формирование у школьников основ гендерной культуры, устойчивой гендерной идентификации, что является необходимым условием эффективной социализации личности.

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек: в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления, уровнях адаптивных возможностей организма и психики, особенностях активации эмоций в процессе обучения, в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на качество, стиль обучения и эмоционально-волевую сферу личности. Полученные данные позволяют выработать различные методические приемы, соответствующие  гендерным особенностям мальчиков и девочек. 

В исследованиях Л.Э. Семеновой приведены психологические характеристики гендерных полов и принципы работы учителя с мальчиками и девочками.

 

Для мальчиков

Для девочек

  • высокий темп подачи материала
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности
  • дозированная эмоциональность подачи материала
  • для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов
  • подбор творческих заданий
  • при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности.
  • неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала
  • использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  • использование большого количества наглядного материала на уроке
  • эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив
  • чаще хвалить

 

Преподавание в классах мальчиков необходимо вести с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнования, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.          

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно-иллюстративный метод, который способствует быстроте мышления, подходы к использованию в учебно-воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы, в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Гендерный подход органично вписывается в преподавание школьных предметов. Многие темы направлены на подготовку школьника к будущей семейной жизни, его гендерной роли в социуме. Самые благодатные в этом отношении, несомненно, являются занятия по внеурочной деятельности по различным направления, классные часы, беседы для мальчиков, девочек; ролевые игры, упражнения на знание этикета; подчеркивание характерных женских и мужских черт поведения при изучении материала; конкурсы «А ну-ка,  мальчики (девочки)» и др.) С целью раскрытия сущности нравственных отношений между людьми, формированию навыков эффективного общения мальчиков и девочек целесообразно организовывать беседы с учащимися на темы: «Как познакомиться с мальчиком (девочкой)?», «Внешний облик мальчика, девочки», «Как понравиться окружающим», «Правила этикета», «Волшебные слова», «Вежливый телефон» (правила общения по телефону), «Как писать письма», «Язык жестов и движений».

В результате целенаправленной работы в школе складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребёнок определяет своё место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить своё будущее. В представлениях девочек о будущем отчётливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.

Проблема восстановления и сохранения семейных ценностей, в частности поло-ролевого воспитания детей, является актуальной и требует поиска новых форм и методов взаимодействия педагогов и семьи. В освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности наша задача – показать ребёнку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола. Проводимая работа позволяет помочь детям освоить социальные роли, соответствующие их половой принадлежности, а родителям успешно решать возникающие проблемы семейного воспитания.

Литература

  1. Михайловская И. Гендерное воспитание подростков в средней школе. – М.: Чистые пруды, 2009.
  2. Каманина С. В. Методическая разработка «Системное решение проблемы формирования гендерной культуры младших школьников»
  3. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под редакцией Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.  - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Попова Л.В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Выпуск 4. – М.: МИОО, 2006.
  5. Чикурова М.В. Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода//Управление современной школой.– 2008.- № 8.

 

 


Информация о работе Формирование гендерной культуры обучающихся младшего школьного возраста