Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:13, доклад
До недавнего времени в нашем обществе существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец.
Прогресс вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом.
Формирование гендерной культуры обучающихся младшего школьного возраста
«Дети – это счастье, созданное вашим трудом»
В.А. Сухомлинский
До недавнего времени в нашем обществе существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществлял роль «воина, добытчика, защитника» семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребёнок занимал своё место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка – мать, воспитательница и жена, мальчик – работник, муж, отец.
Прогресс вносит свои коррективы в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей (маскулинность – для мужчин, феминность – для женщин) уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств.
Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Одна из главных задач школы на сегодняшний день – это воспитать из девочек – будущих женщин, а из мальчиков – будущих мужчин.
Ученые отмечают, что одинаковый подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек приводит к нивелированию или потери гендерных признаков, что негативно сказывается на личностном развитии, состоянии здоровья и выборе жизненного пути. Особенности психофизического развития девочек и мальчиков разные: различаются ритмы и темпы развития, познавательные стратегии и пути формирования познавательных способностей мальчиков и девочек, уровень адаптивных возможностей организма и др. Данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования гендерных качеств личности. Для всестороннего развития мальчиков и девочек необходим соответствующий процесс обучения и воспитания, основанный на построении образовательных траекторий с учетом гендерных различий.
Почему проблему гендерного воспитания необходимо решать на этапе обучения детей в начальной школе?
Психологи отмечают, что началом гендерного воспитания может являться четвертый год жизни. В дошкольных образовательных учреждениях проводится соответствующая работа (беседы, сюжетно-ролевые игры). Однако в школу приходит достаточно большое количество детей, не посещавших ДОУ.
Россия - многонациональный мегаполис, часто дети дошкольного возраста, не посещавшие ДОУ, воспитываются в семье в духе национальных традиций, незнание общепринятых правил и норм поведения, этикета создает трудности в адаптации ребенка к школьной жизни, общению со сверстниками противоположного пола.
Исследования показывают, что уровень психологической культуры родителей в вопросах гендерного воспитания недостаточно высокий. В социальном паспорте классов начальной школы наблюдается увеличение доли матерей-одиночек, женщин, воспитывающих сыновей без поддержки мужчин. Таким семьям требуется индивидуальная помощь, консультирование в воспитании детей.
Младший школьный возраст - благоприятный период для решения сложной задачи формирования гендерной культуры.
Учитель начальных классов в большей степени может оказать помощь родителям в психолого-педагогическом просвещении, т.к. именно на этапе обучения детей в 1-4 классах родители стремятся к общению с учителем, прислушиваются к мнению педагогов, посещают родительские собрания. Как правило, с переходом детей в основную школу степень участия родителей в жизни школы, сотрудничества с педагогами снижается.
Учитель начальных классов - непререкаемый авторитет для ученика. Дети стремятся следовать указаниям учителя, принимать точку зрения педагога, соблюдать правила, предложенные учителем.
Изучение проблем гендерного воспитания детей являлось одной из задач проводимого в МБОУ СОШ № 2 г. Строитель Белгородской области эксперимента «Развитие здоровой личности на основе гендерного подхода», призванного создать благоприятную образовательную среду для всестороннего развития и совершенствования школьников. Своевременное педагогическое воздействие и правильный подход к вопросам гендерного воспитания в школе должен обеспечивать формирование у школьников основ гендерной культуры, устойчивой гендерной идентификации, что является необходимым условием эффективной социализации личности.
Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек: в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления, уровнях адаптивных возможностей организма и психики, особенностях активации эмоций в процессе обучения, в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на качество, стиль обучения и эмоционально-волевую сферу личности. Полученные данные позволяют выработать различные методические приемы, соответствующие гендерным особенностям мальчиков и девочек.
В исследованиях Л.Э. Семеновой приведены психологические характеристики гендерных полов и принципы работы учителя с мальчиками и девочками.
Для мальчиков |
Для девочек |
|
|
Преподавание в классах мальчиков необходимо вести с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнования, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.
В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно-иллюстративный метод, который способствует быстроте мышления, подходы к использованию в учебно-воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы, в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.
Гендерный подход органично вписывается в преподавание школьных предметов. Многие темы направлены на подготовку школьника к будущей семейной жизни, его гендерной роли в социуме. Самые благодатные в этом отношении, несомненно, являются занятия по внеурочной деятельности по различным направления, классные часы, беседы для мальчиков, девочек; ролевые игры, упражнения на знание этикета; подчеркивание характерных женских и мужских черт поведения при изучении материала; конкурсы «А ну-ка, мальчики (девочки)» и др.) С целью раскрытия сущности нравственных отношений между людьми, формированию навыков эффективного общения мальчиков и девочек целесообразно организовывать беседы с учащимися на темы: «Как познакомиться с мальчиком (девочкой)?», «Внешний облик мальчика, девочки», «Как понравиться окружающим», «Правила этикета», «Волшебные слова», «Вежливый телефон» (правила общения по телефону), «Как писать письма», «Язык жестов и движений».
В результате целенаправленной работы в школе складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребёнок определяет своё место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить своё будущее. В представлениях девочек о будущем отчётливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию.
Проблема восстановления и сохранения семейных ценностей, в частности поло-ролевого воспитания детей, является актуальной и требует поиска новых форм и методов взаимодействия педагогов и семьи. В освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности наша задача – показать ребёнку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола. Проводимая работа позволяет помочь детям освоить социальные роли, соответствующие их половой принадлежности, а родителям успешно решать возникающие проблемы семейного воспитания.
Литература
Информация о работе Формирование гендерной культуры обучающихся младшего школьного возраста