Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку речевой этикет – это совокупность словесных  форм и таких неречевых выразительных  способов, как жесты, мимика, интонация, то естественно, возможности словесных форм вежливости целесообразно отрабатывать в системе эстетического поведения человека. Иначе, в самом этикете, как утверждает В.В. Гольдин (См: Гольдин В.В. “Речь и этикет” - М. 1983г. с.4), много чего остается непонятным. Так, приветствия мы сопровождаем соответствующими жестами, интонацией, мимикой. Поэтому, чтобы научиться правильно оценивать этикетные особенности поведения, нужно сформировать у детей умение отличать их и пользоваться в соответствующих ситуациях.

Работая над диалогами, следует уделить максимум внимания в работе над его составляющими  – интонацией, мимикой, жестами. При  этом необходимо использовать магнитофонную  запись, диафильмы или мультфильмы, грамзапись и детские сюжетные рисунки. Смысл записанного должен быть понятным и близким для первоклассников, например “В хлебном магазине”, “Разговор двух друзей”, “Разговор мамы с дочкой” и другие. Причем для активного осмысливания материала, его усвоения после анализа записей – образцов полезно ввести и такие, в которых есть отклонения от норм, например: во время разговора один ученик дёргает за рукав другого; проходя мимо учителя, ученик бросает скороговоркой невыразительное “Здрас-с-сте”. Вопросы “Правильно ли ведут себя дети, изображённые на картинках?” или “Можно ли этих учеников назвать воспитанными?” вызывают размышления у детей. А это, как известно, стимулирует познавательную активность у детей, способствует усвоению соответствующих правил и норм.

На уроке можно познакомить  детей с содержанием сказки “Зачем говорят “спасибо” из книги В.А. Сухомлинского “Горячий цветок” (к. 1978 – с. 100) Вот её содержание:

Дремучим лесом шли  два путешественника – Дедушка  и Мальчик. Было очень жарко, путешественникам хотелось пить. Вскоре они добрались  до ручейка. Тихо журчала холодная вода. Путешественники напились. Дедушка сказал:

- Спасибо, тебе, ручеёк!

Мальчик усмехнулся.

- Почему ты усмехаешься?  – спросил Дедушка.

- Зачем ты, дедушка,  сказал ручейку “спасибо”? Ведь  он не живое существо. Не узнает о твоей благодарности, не услышит твоих слов.

- Это так. Если бы  волк пришёл напиться, он бы, может,  не поблагодарил. Мы же не волки,  мы люди.

Вопросы и задания:

Зачем люди говорили “спасибо”?

Можно ли назвать мальчика невоспитанным?

Подтвердите фактами из текста, что это не так.

Подумайте, почему же мальчик  улыбнулся?

Как думаете, к какому выводу пришёл мальчик?

Какие слова в речи Дедушки  являются главными?

Как их выделить интонацией?

Перескажите диалог в лицах.

Или другое задание посложнее, которое предусматривает творческий подход. Учитель читает сказку В.А. Сухомлинского “Зайчик и Рябина”

Засыпало снегом землю. Нет еды Зайчику. Увидел Зайчик красные  ягоды на Рябине. Бегает вокруг, а  ягоды высоко. Просит Зайчик:

- Дай мне, Рябина, гроздь  ягод.

А Рябина говорит:

- Попроси ветра, он сорвет. Попросил Зайчик Ветра. Прилетел Ветер, качает, трясёт Рябину. Сорвалась гроздь красных ягод и упала на снег. Ест Зайчик ягоды да Ветер благодарит. 

Вопросы и задания:

Каким тоном обратился  Зайчик к Рябине?

Как она ему ответила?

Перескажите разговор в лицах Зайчика и Рябины.

Как вы думаете, обратился  Зайчик к Ветру?

Передайте это обращение  от имени Зайчика.

Какие вежливые слова введёте  в речь Зайчика? (Ветер, оторви, пожалуйста, гроздь ягодок.)

Как Зайчик отблагодарил Ветер? (Спасибо, Ветер. Благодарю тебя, Ветер.)

Такие виды заданий полезны  не только для формирования навыков  вести разговор, но и для усвоения элементарных вещей культуры поведения, интонационных особенностей диалога.

Поскольку в школьной практике для первоклассников широко используются игровые задания, которые влияют на реализацию воспитательной и развивающей цели, очень полезно предусмотреть в системе всей работы по формированию основ речевой этики несколько таких заданий:

1. Организуйте игру  “В магазине”.

2. Организуйте с товарищами уборку классной комнаты.

Предлагая такие задания  – игры, необходимо разделить ребят  на группы, дать им чёткие установки: С  чего необходимо начать игру? К кому обратиться? Как? и другие.

Продолжением работ  по формированию речевой этики могут стать уроки, на которых развиваются речевые умения.

несколько заданий, а также  отрывков из перечисленных источников, которые используются на занятиях.

1. Прослушайте стихотворение  и ответьте на вопрос: Как надо  говорить, чтобы всем было понятно?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2. Запомните слова –  приветствия, какими из них  вы будете приветствовать маму, учительницу, друга, соседа?

Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Здравствуйте! Привет! Салют! Приветик! Здорово!

3. На картинке вы  видите одних и тех же ребят,  которые встречаются друг с  другом в разное время: утром,  днем, вечером. Как они могут  поздороваться?

4. Посмотрите на рисунок  и скажите, какие жесты не  нужны во время беседы? Почему?

5. Общественное место  – это место для всех людей:  театр, кинотеатр, библиотека, поликлиника, автобус. Внимательно прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: “Где нельзя громко разговаривать? Почему”?

Пожалуйста, потише.

В какое бы общественное место

Судьба сегодня Вас ни привела-

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам  приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет,

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать,

Ведь вас и так  услышат,

Ведь вас и так  услышат

Попробуйте все тихо рассказать.

(Из передачи “Веселые  уроки радио няни”) 

6. Составьте диалог  по данной ситуации.

Ты с товарищами громко разговаривал в автобусе. Пассажиры  сделали тебе замечание.

7. Составьте диалог, разыграв  сценку по данной ситуации (Ты  с мамой вошел в автобус  и увидел впереди своего друга).

8. Прослушайте стихотворение

Я в автобусе стоял.

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

–Вы сейчас встаете?

Нам к ответу бы призвать

Этого героя:

“Объясни, как может  встать

Тот, кто едет стоя?”

(А. Благов)

Как же следует спросить правильно? 

9. Прослушайте стихотворение

Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!

Здравствуйте, горы, луга и поля!

Здравствуйте, избы разных деревень!

Радостным будет сегодняшний  день!

(Г. Ладонщиков)

Как вы думаете, почему слово  здравствуйте обращено к неодушевленным предметам?

Какие чувства выражает этим автор?

Эти и подобные задания  помогут развить у детей уважение к слову и его значению. Они касаются глубинного, спрятанного смысла слова, которое в данном случае является не столько формулой приветствия, сколько выражением заинтересованности родной природой, чувством любви.

10. Послушайте запись  диалога в автобусе. Юра вошел  в автобус. Народу было очень много.

- Передайте, пожалуйста, деньги на билет.

- Билет стоит не три,  а пять рублей.

- Извините, пожалуйста. Вот  пять рублей.

- Возьми билет.

- Спасибо. Разрешите,  я пройду вперед.

- Какой вежливый мальчик, - сказала одна женщина другой.

- Да, он умеет себя вести, - заметил военный

(По В. Осеевой)

Вопросы и задания. Почему Юру назвали вежливым мальчиком? Согласны ли вы с пассажирами? Докажите свою мысль. Разыграйте эту сценку с ребятами.

Задания по типу “Разыграйте”, “Озвучьте…” помогают осмыслить детям основные нормы этикета, их роль в повседневном общении, подбирать нужный тон разговора, соответствующие жесты, закреплять правильные выражения, приучают наших воспитанников к тому, что самое главное - быстро, правильно вступить в контакт с собеседником, поскольку коммуникативные умения и привычки доводятся до автоматизма.

Практика работы опытных  педагогов убеждает в том, что  интересная работа с элементами игры, проблемно-поисковые задания способствуют максимальному усвоению соответствующей информации, формированию умений и навыков, которые со временем становятся нормой поведения.

Вот еще несколько упражнений, которыми учитель может пользоваться.

1. Послушайте текст  и ответьте на вопросы, поставленные  в нем.

Леночка делает бусы для  мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?) Лена улыбнулась и ответила Косте. Что она сказала?

2. .Послушайте стихотворение.  Подумайте, как можно его озаглавить?

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились  сразу,

Но папа нашелся, взглянул им в глаза,

И робко, и тихо “Простите” сказал.

И мама молчит, улыбается  даже,

Мы купим другую, есть лучше в продаже…

“Простите!”- казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(Н. Юсупова)

Вопросы и задания. Почему мама сначала нахмурилась, а потом  улыбнулась? С какой интонацией следует произносить слова извинения? Как бы вы попросили извинения у учителя, если бы забыли дома тетрадь, книгу? Разыграйте эту сценку.

3. Послушайте запись телефонного разговора и скажите, какой из них – разговор Маши с Катей, а какой – Маши с Катиной мамой.

На месте пауз вставьте нужные слова:

– Привет.…Это…

– А это ты,…? Здравствуй!

– Я хочу посмотреть мультфильм “Незнайка на Луне”, но не знаю, когда он начинается. Может, ты знаешь?

- В одиннадцать часов.

– Спасибо... До свидания!

- До свидания!

- Здравствуйте! Это говорит…  А дома ли …?

- Да, сейчас она подойдет. Как твое здоровье, ведь ты  болела?

- Спасибо, все уже  хорошо, я уже хожу в школу.

- А вот и … Всего  хорошего.

До свидания…

4. Можно ли начать  разговор по телефону так, как  его начали Сережа и Андрей?

Сережа: Андрюха дома?

Андрей: Можно Сергея?

Как бы вы начали свой разговор по телефону? Почему?

5. Марина пригласила  свою одноклассницу Лену в гости. Она назвала номер своего дома и квартиры, объяснила, что дом находится рядом с гастрономом. Отправившись в гости, Лена никак не может отыскать нужный дом. Как бы она обратилась с вопросом помочь ей найти этот дом, если бы она встретила кого-то из одноклассников. А как обратилась бы к незнакомому человеку? Выбери правильно составленный вопрос: Привет, Коля! Как хорошо, что я тебя встретила. В каком доме живет Марина?; Колька, отвези меня к Марине!; Подскажите, пожалуйста, как пройти к гастроному?; Дяденька, где гастроном?

6. Послушайте запись  рассказа, который называется “Слово  о вежливости”.

Однажды у нас был  спор о вежливости.

– Вот, например, если я  сижу в автобусе, - закричали Лида, - а входит старушка, я ей сразу место уступлю!

– Это каждый дурак знает!- закричал Марат Саркисян.- А еще надо сказать:

– Садитесь, пожалуйста! Поняла, ворона?

- Ты что, с приветом?- закричал Дима Ковалев.

- Надо сказать старушке: “ Будьте любезны, садитесь, пожалуйста”.  Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место!

- Да пока ты будешь  говорить свои длинные ослиные  речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!

- Не беспокойся, старушка  не такая попрыгунья… Сам скачет, а на других сваливает.

(Из книги “Речь.  Речь. Речь.)

Можно ли назвать участников этого спора вежливыми ребятами? Ведь они употребляли вежливые слова, объясняли свое поведение в автобусе; все они считают, что старушке надо уступить место.

Поскольку употребление этикетной  лексики часто тесно связано  с необходимостью присоединить к ней слова-обращения, необходимо познакомить детей на материале четырех последних упражнений с элементарными нормами их употребления.

Так, первоклассники могут  уяснить, что не следует говорить дядя, тетя, дяденька, тетенька и др. незнакомым людям так, как это их может обидеть. Если словами дядя, тетя обращаться к старшим по возрасту, соседям, тогда к ним непременно нужно присоединить имя, например тетя Валя, дядя Коля (Доброе утро, дядя Коля!).

Правильнее обращаться по имени и отчеству. И совсем недопустимо давать своим сверстникам прозвища, как это показано на материале шестого упражнения (ворона, осел и др.)

Грубыми считаются также  формы эй, ты!; Эй, вы! На примерах последних  упражнений необходимо научить первоклассников  правильно обращаться как к старшим по возрасту, так и к сверстникам, знакомым и незнакомым.

Понятным и допустимым есть обращение к ровесникам на “ты” (“Скажи, пожалуйста…; Извини, ты не знаешь, как пройти на улицу Серова?; к  старшим же по возрасту обязательна  форма на “вы” (Прошу вас, скажите….;Извините, как пройти…?

Работая над формированием  у первоклассников основ речевой  этики, необходимо обратить внимание на употребление слов - обращений: Людмила Петровна, папа, мама, бабушка, дедушка. Во время выполнения заданий, которые требуют озвучивания, разыгрывания той или иной ситуации, важно помогать детям правильно употреблять слова-обращения.

Таким образом, формируя у  первоклассников основы речевой  культуры, учитель может прививать  им конкретные навыки пользования этой лексикой, развивать у них чувство коммуникативной целостности, в целом думать о том, чтобы приобретенные знания и умения стали нормой повседневной жизни.

 Одним из способов  обучения вежливости на уроках  русского языка может стать введение «риторической минутки», предложенное Зубовым В.П., Щербаковой С.Г. [21, с. 3 - 5]

Сущность «риторической  минутки» заключается в том, что  в урок русского языка или чтения включается специальное упражнение по обучению вежливости. Работа над ним должна занимать не более 5–7 минут и обязательно должна быть связана с основной темой урока.

Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников