Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему развития коллективизма и коллективной направленности у детей младшего школьного возраста.
Изучить современные представления о сущности формирования гуманистических отношений младших школьников.
Экспериментально выявить возможности формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников
Введение
Глава I. Проблема формирования гуманистических отношений в коллективе младших школьников в теоретических исследованиях
1.1 Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования
1.2 Формирование взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте
1.3 Средства и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
Глава II. Экспериментальное изучение возможностей формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Поскольку речевой этикет
– это совокупность словесных
форм и таких неречевых
Работая над диалогами, следует уделить максимум внимания в работе над его составляющими – интонацией, мимикой, жестами. При этом необходимо использовать магнитофонную запись, диафильмы или мультфильмы, грамзапись и детские сюжетные рисунки. Смысл записанного должен быть понятным и близким для первоклассников, например “В хлебном магазине”, “Разговор двух друзей”, “Разговор мамы с дочкой” и другие. Причем для активного осмысливания материала, его усвоения после анализа записей – образцов полезно ввести и такие, в которых есть отклонения от норм, например: во время разговора один ученик дёргает за рукав другого; проходя мимо учителя, ученик бросает скороговоркой невыразительное “Здрас-с-сте”. Вопросы “Правильно ли ведут себя дети, изображённые на картинках?” или “Можно ли этих учеников назвать воспитанными?” вызывают размышления у детей. А это, как известно, стимулирует познавательную активность у детей, способствует усвоению соответствующих правил и норм.
На уроке можно познакомить детей с содержанием сказки “Зачем говорят “спасибо” из книги В.А. Сухомлинского “Горячий цветок” (к. 1978 – с. 100) Вот её содержание:
Дремучим лесом шли два путешественника – Дедушка и Мальчик. Было очень жарко, путешественникам хотелось пить. Вскоре они добрались до ручейка. Тихо журчала холодная вода. Путешественники напились. Дедушка сказал:
- Спасибо, тебе, ручеёк!
Мальчик усмехнулся.
- Почему ты усмехаешься? – спросил Дедушка.
- Зачем ты, дедушка,
сказал ручейку “спасибо”?
- Это так. Если бы волк пришёл напиться, он бы, может, не поблагодарил. Мы же не волки, мы люди.
Вопросы и задания:
Зачем люди говорили “спасибо”?
Можно ли назвать мальчика невоспитанным?
Подтвердите фактами из текста, что это не так.
Подумайте, почему же мальчик улыбнулся?
Как думаете, к какому выводу пришёл мальчик?
Какие слова в речи Дедушки являются главными?
Как их выделить интонацией?
Перескажите диалог в лицах.
Или другое задание посложнее, которое предусматривает творческий подход. Учитель читает сказку В.А. Сухомлинского “Зайчик и Рябина”
Засыпало снегом землю. Нет еды Зайчику. Увидел Зайчик красные ягоды на Рябине. Бегает вокруг, а ягоды высоко. Просит Зайчик:
- Дай мне, Рябина, гроздь ягод.
А Рябина говорит:
- Попроси ветра, он сорвет. Попросил Зайчик Ветра. Прилетел Ветер, качает, трясёт Рябину. Сорвалась гроздь красных ягод и упала на снег. Ест Зайчик ягоды да Ветер благодарит.
Вопросы и задания:
Каким тоном обратился Зайчик к Рябине?
Как она ему ответила?
Перескажите разговор в лицах Зайчика и Рябины.
Как вы думаете, обратился Зайчик к Ветру?
Передайте это обращение от имени Зайчика.
Какие вежливые слова введёте в речь Зайчика? (Ветер, оторви, пожалуйста, гроздь ягодок.)
Как Зайчик отблагодарил Ветер? (Спасибо, Ветер. Благодарю тебя, Ветер.)
Такие виды заданий полезны не только для формирования навыков вести разговор, но и для усвоения элементарных вещей культуры поведения, интонационных особенностей диалога.
Поскольку в школьной практике для первоклассников широко используются игровые задания, которые влияют на реализацию воспитательной и развивающей цели, очень полезно предусмотреть в системе всей работы по формированию основ речевой этики несколько таких заданий:
1. Организуйте игру “В магазине”.
2. Организуйте с товарищами уборку классной комнаты.
Предлагая такие задания – игры, необходимо разделить ребят на группы, дать им чёткие установки: С чего необходимо начать игру? К кому обратиться? Как? и другие.
Продолжением работ по формированию речевой этики могут стать уроки, на которых развиваются речевые умения.
несколько заданий, а также отрывков из перечисленных источников, которые используются на занятиях.
1. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Как надо говорить, чтобы всем было понятно?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Запомните слова – приветствия, какими из них вы будете приветствовать маму, учительницу, друга, соседа?
Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Здравствуйте! Привет! Салют! Приветик! Здорово!
3. На картинке вы видите одних и тех же ребят, которые встречаются друг с другом в разное время: утром, днем, вечером. Как они могут поздороваться?
4. Посмотрите на рисунок и скажите, какие жесты не нужны во время беседы? Почему?
5. Общественное место – это место для всех людей: театр, кинотеатр, библиотека, поликлиника, автобус. Внимательно прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: “Где нельзя громко разговаривать? Почему”?
Пожалуйста, потише.
В какое бы общественное место
Судьба сегодня Вас ни привела-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет,
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем необязательно кричать,
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат
Попробуйте все тихо рассказать.
(Из передачи “Веселые уроки радио няни”)
6. Составьте диалог по данной ситуации.
Ты с товарищами громко разговаривал в автобусе. Пассажиры сделали тебе замечание.
7. Составьте диалог, разыграв
сценку по данной ситуации (Ты
с мамой вошел в автобус
и увидел впереди своего друга)
8. Прослушайте стихотворение
Я в автобусе стоял.
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
–Вы сейчас встаете?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
“Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?”
(А. Благов)
Как же следует спросить правильно?
9. Прослушайте стихотворение
Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы разных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
(Г. Ладонщиков)
Как вы думаете, почему слово здравствуйте обращено к неодушевленным предметам?
Какие чувства выражает этим автор?
Эти и подобные задания
помогут развить у детей
10. Послушайте запись диалога в автобусе. Юра вошел в автобус. Народу было очень много.
- Передайте, пожалуйста, деньги на билет.
- Билет стоит не три, а пять рублей.
- Извините, пожалуйста. Вот пять рублей.
- Возьми билет.
- Спасибо. Разрешите, я пройду вперед.
- Какой вежливый мальчик, - сказала одна женщина другой.
- Да, он умеет себя вести, - заметил военный
(По В. Осеевой)
Вопросы и задания. Почему Юру назвали вежливым мальчиком? Согласны ли вы с пассажирами? Докажите свою мысль. Разыграйте эту сценку с ребятами.
Задания по типу “Разыграйте”, “Озвучьте…” помогают осмыслить детям основные нормы этикета, их роль в повседневном общении, подбирать нужный тон разговора, соответствующие жесты, закреплять правильные выражения, приучают наших воспитанников к тому, что самое главное - быстро, правильно вступить в контакт с собеседником, поскольку коммуникативные умения и привычки доводятся до автоматизма.
Практика работы опытных
педагогов убеждает в том, что
интересная работа с элементами игры,
проблемно-поисковые задания
Вот еще несколько упражнений, которыми учитель может пользоваться.
1. Послушайте текст
и ответьте на вопросы,
Леночка делает бусы для мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?) Лена улыбнулась и ответила Косте. Что она сказала?
2. .Послушайте стихотворение.
Подумайте, как можно его
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашелся, взглянул им в глаза,
И робко, и тихо “Простите” сказал.
И мама молчит, улыбается даже,
Мы купим другую, есть лучше в продаже…
“Простите!”- казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н. Юсупова)
Вопросы и задания. Почему мама сначала нахмурилась, а потом улыбнулась? С какой интонацией следует произносить слова извинения? Как бы вы попросили извинения у учителя, если бы забыли дома тетрадь, книгу? Разыграйте эту сценку.
3. Послушайте запись телефонного разговора и скажите, какой из них – разговор Маши с Катей, а какой – Маши с Катиной мамой.
На месте пауз вставьте нужные слова:
– Привет.…Это…
– А это ты,…? Здравствуй!
– Я хочу посмотреть мультфильм “Незнайка на Луне”, но не знаю, когда он начинается. Может, ты знаешь?
- В одиннадцать часов.
– Спасибо... До свидания!
- До свидания!
- Здравствуйте! Это говорит… А дома ли …?
- Да, сейчас она подойдет. Как твое здоровье, ведь ты болела?
- Спасибо, все уже хорошо, я уже хожу в школу.
- А вот и … Всего хорошего.
До свидания…
4. Можно ли начать разговор по телефону так, как его начали Сережа и Андрей?
Сережа: Андрюха дома?
Андрей: Можно Сергея?
Как бы вы начали свой разговор по телефону? Почему?
5. Марина пригласила свою одноклассницу Лену в гости. Она назвала номер своего дома и квартиры, объяснила, что дом находится рядом с гастрономом. Отправившись в гости, Лена никак не может отыскать нужный дом. Как бы она обратилась с вопросом помочь ей найти этот дом, если бы она встретила кого-то из одноклассников. А как обратилась бы к незнакомому человеку? Выбери правильно составленный вопрос: Привет, Коля! Как хорошо, что я тебя встретила. В каком доме живет Марина?; Колька, отвези меня к Марине!; Подскажите, пожалуйста, как пройти к гастроному?; Дяденька, где гастроном?
6. Послушайте запись рассказа, который называется “Слово о вежливости”.
Однажды у нас был спор о вежливости.
– Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричали Лида, - а входит старушка, я ей сразу место уступлю!
– Это каждый дурак знает!- закричал Марат Саркисян.- А еще надо сказать:
– Садитесь, пожалуйста! Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом?- закричал Дима Ковалев.
- Надо сказать старушке: “ Будьте любезны, садитесь, пожалуйста”. Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся, старушка
не такая попрыгунья… Сам
(Из книги “Речь. Речь. Речь.)
Можно ли назвать участников этого спора вежливыми ребятами? Ведь они употребляли вежливые слова, объясняли свое поведение в автобусе; все они считают, что старушке надо уступить место.
Поскольку употребление этикетной лексики часто тесно связано с необходимостью присоединить к ней слова-обращения, необходимо познакомить детей на материале четырех последних упражнений с элементарными нормами их употребления.
Так, первоклассники могут уяснить, что не следует говорить дядя, тетя, дяденька, тетенька и др. незнакомым людям так, как это их может обидеть. Если словами дядя, тетя обращаться к старшим по возрасту, соседям, тогда к ним непременно нужно присоединить имя, например тетя Валя, дядя Коля (Доброе утро, дядя Коля!).
Правильнее обращаться по имени и отчеству. И совсем недопустимо давать своим сверстникам прозвища, как это показано на материале шестого упражнения (ворона, осел и др.)
Грубыми считаются также формы эй, ты!; Эй, вы! На примерах последних упражнений необходимо научить первоклассников правильно обращаться как к старшим по возрасту, так и к сверстникам, знакомым и незнакомым.
Понятным и допустимым есть обращение к ровесникам на “ты” (“Скажи, пожалуйста…; Извини, ты не знаешь, как пройти на улицу Серова?; к старшим же по возрасту обязательна форма на “вы” (Прошу вас, скажите….;Извините, как пройти…?
Работая над формированием
у первоклассников основ
Таким образом, формируя у первоклассников основы речевой культуры, учитель может прививать им конкретные навыки пользования этой лексикой, развивать у них чувство коммуникативной целостности, в целом думать о том, чтобы приобретенные знания и умения стали нормой повседневной жизни.
Одним из способов обучения вежливости на уроках русского языка может стать введение «риторической минутки», предложенное Зубовым В.П., Щербаковой С.Г. [21, с. 3 - 5]
Сущность «риторической минутки» заключается в том, что в урок русского языка или чтения включается специальное упражнение по обучению вежливости. Работа над ним должна занимать не более 5–7 минут и обязательно должна быть связана с основной темой урока.
Информация о работе Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников