Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать: - возрастные и индивидуальные особенности детей; - создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников; - систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»………………6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа
дошкольников……………………………………………………………....10
1.3. Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников
с основами здорового образа жизни……………………………………...14
2. Организация работы по формированию здорового образа жизни
дошкольников в дошкольном учреждении……………………………….23
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….23
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
старшей группы……………………………………………………………..29
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы  формирования здорового образа  жизни у детей     

 дошкольного возраста…………………………………………………….6

1.1. Сущность понятий  «здоровье» и «здоровый образ  жизни»………………6

1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа      

  дошкольников……………………………………………………………....10

1.3. Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников    

    с  основами здорового образа жизни……………………………………...14    

2. Организация работы  по формированию здорового образа жизни        

 дошкольников в  дошкольном учреждении……………………………….23

2.1. Состояние работы  в ДОУ по формированию здорового  образа жизни       

 дошкольников……………………………………………………………….23

2.2. Организация работы  по формированию здорового образа жизни у детей      

 старшей группы……………………………………………………………..29

2.3. Результаты экспериментальной  работы…………………………………...35

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложение 

 

 

       

 

 

  

 

Введение

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с  Федеральными государственными   требованиями  направление  «Физическое  развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает  ведущее  место  в  воспитательно-образовательном  процессе дошкольников. И это не случайно. Последние   данные  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации:  по  статистике,  XXI  век  начался  в  России  с  резкого  ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - Увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5%-Возросла  численность  детей  3  группы  здоровья  с  выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Педагог-новатор  в  дошкольном  образовании  по  проблемам  здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя  много  лет  в  практике  дошкольного  образования  проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [3, c. 5].

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция  непрерывного роста общего уровня заболевания  среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной [9, c.22].

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. 

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) [9,c.25] . 

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного  возраста о здоровом образе жизни  посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач  по формированию здорового образа жизни  детей дошкольного возраста в  практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы  курсовой работы.

Цель исследования –  изучение особенностей формирования здорового  образа жизни детей дошкольного  возраста в условиях ДОУ.

Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования –  процесс формирования здорового  образа жизни детей дошкольного  возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные  особенности детей;

- создавать в ДОУ  условия для формирования здорового  образа жизни дошкольников;

- систематически и  целенаправленно проводить работу  по внедрению здорового образа жизни с  семьями воспитанников.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить теоретические  основы процесса формирования  здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста.

2. Выявить возрастные  особенности формирования здорового образа жизни.

3. Рассмотреть содержание  и формы работы по формированию  здорового образа жизни у дошкольников.

4. Определить критерии  и показатели сформированности  ЗОЖ и экспериментально проверить  эффективность работы по формированию  здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Структура  курсовой работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав – теоретической и практической; заключение; библиографический список; приложения.

  1. 1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 

 

1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Исходным для определения  термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной  организации здравоохранения: «Здоровье  является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье характеризуется  биологическим потенциалом (наследственными  возможностями), физиологическими резервами  жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых [12]).

Выделяют три типа здоровья: 1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность); 2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»); 3) «здоровье населения» (популяционное, общественное) [11, c. 47]. 

В соответствие с типом  здоровья выработаны показатели, посредством  которых дается качественная и количественная характеристика.

Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных [13, c. 63].

Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного  и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует  рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Здоровье человека закладывается  в детстве и, согласно данных научных  исследований, оно обусловливается  на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды  и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии  здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

В настоящее время  вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение  здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания  до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье) [3, c. 7].

Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

К показателям здоровья населения относятся: рождаемость  и смертность, инвалидизация и  продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д. [15, c. 144]

Здоровье человека в  значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

Понятие «здоровый образ  жизни» однозначно не определено: П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом [15, c. 6].

Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни  – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние  здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни   [15]:  

 

Рис. Основные принципы здорового  образа жизни

 

1. Творцом здорового  образа жизни является человек  как существо деятельное в  биологическом и социальном отношении  (индивидуально и общественно  полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных  привычек (злоупотребления алкоголем,  курения, наркотиков и токсических  веществ).

3. Соблюдение принципов  рационального питания (сбалансированного  качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная  активность.

5. Соблюдение общечеловеческих  норм и принципов морали, регулирующих  все сферы жизнедеятельности  человека и т.д.

В настоящее время  разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все  сферы жизнедеятельности человека [15, c. 18].

Цель этих программ –  «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.»

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о  здоровом образе жизни играет система  дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни [3, c. 7].

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у дошкольников