Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед современной начальной школой является задача формирования у ребенка развитие устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этой задачи обусловлено требованием времени: современный выпускник школы должен быть готов к тому, что ему предстоит учиться на протяжении всей жизни, т.к. в настоящее время поток информации огромен, знания быстро устаревают, их необходимо обновлять, пополнять, совершенствовать. Основы этого закладываются в начальной школе. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой.

Содержание

Введение
Возможность формирования информационной культуры в начальной школе
1.1 Понятие информационная культура
1.2 Формирование информационной культуры на уроках информатики во 2 классе

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шестера 20 04 2011.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Информационная культура личности.

Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).

Информационная культура общества в целом.

На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации». Изучая работы современных философов, социологов, педагогов, психологов  можно заметить, что все они, используя различную терминологию, придерживаются в общем-то одного и того же мнения:  для гармоничного развития личности в  условиях современного информационного общества человек должен

Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией.

Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям.

Иметь мировоззрение информационного общества.

 

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний. Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности. В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты. Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется по плану. Сложилась система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждой параллели используется своя тематика, отражающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся. Существуют разные пути формирования информационной культуры. Наиболее эффективный – чтение, так как оно осуществляется в системе новых приоритетов творческой, социальной, коммуникативной активности личности в информационном обществе. С сожалением приходится констатировать, что чтение не популярно среди учащихся. Поэтому и возникает необходимость введения в содержание образовательных программ основ информационной грамотности – совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявить и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, образовательное и практическое значение, развить личность, адаптировать ее к жизни в обществе.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности, и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

           – личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

           – умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять   информационный дефицит;

 

– способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

         – способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

      – способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать   информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя –родителей.

Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают значение этой культуры и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии и ребенка, и самих родителей.

Как и при работе с книгой, необходимо формировать информационную культуру при работе с компьютером. При подготовке сообщений по различным предметам ребенок должен уметь отобрать, структурировать, представить в корректной форме информацию, взятую с сайтов Интернета. Он должен уметь работать с компьютером как с источником информации и устройством для ее переработки. Необходимость развития информационной культуры учащегося диктуется следующими положениями: увеличением массовой доступности персональных компьютеров, появлением различных систем мультимедиа, наличием всевозможного программного продукта как профессионального, так и игрового; знакомством многих учащихся с техническими средствами задолго до их изучения по соответствующим дисциплинам в средней школе; частым несоответствием личной, более современной электронной техники учащихся, и той, которой оснащены общеобразовательные учреждения, что приводит к отсутствию интереса и желания у обучаемых работать с ней. Рассмотренные компоненты основ информационной культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение.Если на начальном этапе компьютеризации системы образования проблема информационного обучения решалась овладением компьютерной грамотности, то нынешний этап требует теоретических и практических знаний, ориентированных на умение ориентации в информационном пространстве, работы с гипермедиа технологией, использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.Целью информационного воспитания является формирование у обучающегося отношения к техническому средству, основанного на гуманистическом мировоззрении.При реализации информационного воспитания происходит адаптация обучающегося к информационной среде, которая предполагает овладение умениями работы с информационными и коммуникационными технологиями и сохранение своего человеческого образа среди вымышленных образов, генерируемых в мнимой реальности, а также разумного соотношения своих поступков в виртуальном и реальном мире.Осуществление системы информационного образования позволит вывести учащихся на определенный уровень информационной культуры. Таким образом, хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых (библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Формирование информационной культуры на уроках информатики во 2 классе

На состояние современного общества существенное влияние оказывает информатизация. Поэтому на уроках информатики очень важно больше внимания уделять именно информационной культуре учащегося как члена этого общества. Очень важно научить его правильно работать с окружающими его сведениями, независимо от их количества и качества. Учащийся, как объект обучения, должен понимать, что ЭВМ — это аппаратные средства при работе с информационными потоками, окружающих современного человека независимо от его возраста и профессии. Поэтому пользовательским функциям на ЭВМ  необходимо обучать исходя из того, насколько необходимы они для формирования информационной культуры учащегося. Для достижения поставленной цели на уроках информатики решают следующие задачи:

    1. Показать значение информации в современном обществе и место человека как объекта, осуществляющего доступ к этой информации.
    2. Показать роль ЭВМ и других аппаратных средств при обработке информационных потоков в современном общества.
    3. Развивать разговорную речь учащихся путем проведения собеседований на выбранную тему.

Программа курса «Основы информационной культуры» для начальной школы

                                                       Пояснительная записка    сделать ссылку, на лит-ру

Одной из основных задач развития среднего образования в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Правительством РК 24 февраля 2004 года (протокол №3), является усиление информационной подготовки учащихся.В настоящее время в системе среднего образования роль информатики все более обусловливается значением информационных знаний в формировании навыков использования информационных и коммуникационных технологий, как основной составляющей основ информационной культуры в современном информационном обществе.В связи с анализом опыта преподавания курса информатики, учитывая рекомендации Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании "Информатика в начальном образовании" (Информатика в начальном образовании. Рекомендации. ИИТО, М., 2000,94 с), а также исходя из богатейших дидактических возможностей компьютера, авторами предложен курс "Основы информационной культуры" для учащихся 1-4 классов.В предлагаемой программе учащиеся осваивают ряд фундаментальных составляющих математических основ мышления и коммуникаций и понятий, лежащих в основе информационной культуры.Основная цель данного курса - как можно раньше начать формирование у детей операционного стиля мышления (логическое мышление), так как психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность к анализу, обобщению полученной информации и умение принимать решения.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

- развитие логического и алгоритмического  мышления;

- формирование компьютерной грамотности;

- развитие коммуникативных навыков  и творческого воображения;

- формирование системно-информационной  картины мира, информационной культуры субъекта деятельности, производящего своей деятельностью самого себя.

Основы информационной культуры

Исходя из основных целей и задач уточняются и конкретизируются цели изучения курса "Основы информационной культуры".

Курс "Основы информационной культуры" является пропедевтическим курсом в начальном образовании и характеризуется специфической инструментальной базой в форме рабочих тетрадей с занимательными разноуровневыми заданиями, вопросами, логическими задачами и развивающими играми, физкультминутками.Первоначальные представления об основных базовых понятиях информационной культуры у младших школьников успешно формируются на основе знаний, полученных об окружающем мире - предметах, объектах живой и неживой природы, об информации и ее видах, их способах получения и передачи.

Содержание программы курса дает возможность учащимся познакомиться с :

- понятием об информации и  ее видах;

- основными закономерностями информационных  процессов;

- планом и описанием действий, отличительными признаками объекта;

- группами и классами объектов;

- логическими моделями и рассуждениями;

- навыками работы на компьютере  в качестве пользователя;

- графическим и текстовым редакторами;

- алгоритмизацией и их исполнителями.

Следовательно, содержание курса направлено на всестороннюю подготовку младших школьников к жизни в информационном обществе, формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности и поисково-познавательных возможностей обучаемых.Изучение курса "Основы информационной культуры" подготовит основу для эффективного, гармоничного включения младших школьников в интегрированную информационно-образовательную среду современного образования.Каждый курс разбит на темы, которые отвечают требованиям выбранного курса. Все темы курса ежегодно начинаются с повторения техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. Кроме того, каждая тема курса углубляет знания учащихся в развивающем, мировоззренческом и технологическом аспектах. Освоение таких понятий, как "информация", "информационные процессы" требует знаний об окружающем мире, умений абстрактно мыслить и делать логические выводы.По окончании данного курса учащийся получает определенный набор знаний, умений и навыков, которые указаны в учебной программе. По отдельным темам предусмотрены занимательные задания и вопросы.Некоторые темы данного курса используют информацию, полученную учащимися на уроках по другим школьным дисциплинам. Этим обеспечивается реализация межпредметных связей с другими дисциплинами и интеграция их содержания на основе использования новых информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1 -4 классах с общим объемом 136 часов.В программе каждого класса учтены возрастные особенности учащихся и уровень сформированности общих знаний.

Содержание курса "Основы информационной культуры"

1 класс

• знакомство с компьютерным классом, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики;

• формирование понятий об информации и ее видах: зрительной, вкусовой, звуковой, обонятельной, осязательной;

• системный подход к рассмотрению объектов, их свойств, таких, как цвет, форма, состав, одинаковые и противоположные свойства, построение объекта по заданным свойствам, действия объектов;

• введение понятий последовательности, порядок действий в последовательности;

• знакомство с понятием "множество", сравнение множеств, классификация множеств;

• формирование первоначальных навыков работы с мышью, клавиатурой;

• знакомство с простейшим тренажером.

2 класс

• знакомство с некоторыми понятиями логики: высказывания, истина, ложь, отрицание;

• продолжение знакомства с составом и устройством компьютера;

• расширение представлений об информации и кодировании информации;

• формирование представлений об источниках и приемниках информации;

• введение понятий: "обмен информацией" и "каналы получения информации";

знакомство с действиями над информацией;

формирование навыков работы с инструментами графического редактора.

3 класс

знакомство с понятиями: "дерево", "графы", "комбинаторика"; формирование    начальных    представлений    о    координатной плоскости;

расширение и закрепление понятий кодирования информации; знакомство с памятью компьютера и понятием о хранении информации;

освоение и отработка навыков работы в графическом редакторе; формирование понятий двоичного кода и информационного объема сообщения;

знакомство с графическими и информационными моделями.

4 класс

введение в алгоритмизацию;

формирование первоначальных представлений об алгоритмах: линейных, разветвляющихся, циклических;

пропедевтика понятий: "исполнитель", "среда", и "система команд исполнителя";

овладение навыками составления простейших алгоритмов; введение понятия "Черный ящик";

знакомство с простейшими исполнителями: Робот, Перевозчик, Водолей, Кузнечик;

знакомство с компьютерными сетями и информационной безопасностью;

отработка клавиатурных навыков.

Информация о работе Формирование информационной культуры младших школьников на уроках информатики