Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:25, реферат
В соответствии с вышесказанным, целью данного реферата является определение роли информационных технологий в формировании исследовательских умений и навыков студентов техникума.
В ходе ее достижения решаются задачи:
рассмотреть характерные черты исследовательского обучения и дать определения исследовательским умениям и навыкам;
рассмотреть возможности использования информационных технологий для исследовательского подхода в обучении студентов техникума.
На практических занятиях дисциплины "Компьютерная обработка документов" студенты учатся разрабатывать базы данных в среде Microsoft Access. Сначала на примере, данным преподавателем, рассматривается поэтапное создание и настройка базы. Затем студенты сами создают базу данных по определенной теме. Темы определяются преподавателем или самим студентам. Обязательным условием выбора темы является ее профессиональная направленность (например, база данных сотрудников предприятия, база данных архива организации и т.п.)
На занятиях "Информационные технологии в профессиональной деятельности" перед студентами ставится задача – ведение бухгалтерского и налогового учета на вымышленном предприятии (реквизиты предприятия и перечень хозяйственных операций предлагает преподаватель), где сам студент выступает в роли главного бухгалтера.
Выполненное задание предусматривает защиту перед всей группой. Это развивает у студентов профессиональную речевую грамотность, взаимодействие с аудиторией, психологические качества оратора. Уточняющие вопросы преподавателя и одногруппников способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
В процессе прохождения курса формируются умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки самостоятельной исследовательской деятельности, овладения методикой сбора и оформления найденного материала, овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование. А также навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире и умение оформлять доклад, и в дальнейшем, курсовую работу.
Как видно, метод проектов позволяет интегрировать знания студентов из разных дисциплин для решения одной проблемы и применять полученные знания на практике. При этом у студента появляется простор для творчеств. Метод проектов позволяет удачно сочетать черты исследовательского, творческого, информационного проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. В результате проектной деятельности у студентов формируются исследовательские умения и навыки [8 с. 31].
Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности.
Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.
Сформировать у студентов необходимые умения и навыки можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого учащегося. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).
Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные умения и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.
Исследовательская деятельность студента является средством активизации познавательной активности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности.
Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Считаем, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.