Формирование исследовательских умений и навыков студентов техникума на занятиях по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:25, реферат

Краткое описание

В соответствии с вышесказанным, целью данного реферата является определение роли информационных технологий в формировании исследовательских умений и навыков студентов техникума.
В ходе ее достижения решаются задачи:
рассмотреть характерные черты исследовательского обучения и дать определения исследовательским умениям и навыкам;
рассмотреть возможности использования информационных технологий для исследовательского подхода в обучении студентов техникума.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

На практических занятиях дисциплины "Компьютерная обработка документов" студенты учатся разрабатывать базы данных в среде Microsoft Access. Сначала на примере, данным преподавателем, рассматривается поэтапное создание и настройка базы. Затем студенты сами создают базу данных по определенной теме. Темы определяются преподавателем или самим студентам. Обязательным условием выбора темы является ее профессиональная направленность (например, база данных сотрудников предприятия, база данных архива организации и т.п.)

На занятиях "Информационные технологии в профессиональной деятельности" перед студентами ставится задача – ведение бухгалтерского и налогового учета на вымышленном предприятии (реквизиты предприятия и перечень хозяйственных операций предлагает преподаватель), где сам студент выступает в роли главного бухгалтера.

Выполненное задание предусматривает защиту перед всей группой. Это развивает у студентов профессиональную речевую грамотность, взаимодействие с аудиторией, психологические качества оратора. Уточняющие вопросы преподавателя и одногруппников способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в дальнейшем в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки самостоятельной исследовательской деятельности, овладения методикой сбора и оформления найденного материала, овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование. А также навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире и умение оформлять доклад, и в дальнейшем, курсовую работу.

Как видно, метод проектов позволяет интегрировать знания студентов из разных дисциплин для решения одной проблемы и применять полученные знания на практике. При этом у студента появляется простор для творчеств. Метод проектов позволяет удачно сочетать черты исследовательского, творческого, информационного проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. В результате проектной деятельности у студентов формируются исследовательские умения и навыки [8 с. 31].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности.

Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

Сформировать у студентов необходимые умения и навыки можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого учащегося. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).

Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные умения и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Исследовательская деятельность студента является средством активизации познавательной активности, развития креативности и  формирования определенных личностных качеств, в том числе  умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности.

Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Считаем, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.
  1. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

  1. Арцен, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч.- 2005.- №6.- С.4

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов средних учебных заведений [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский – 5-е изд. Стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 128 с.
  1. Борзенко, В.И. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.

  1. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь [Текст]/ В.И. Загвязинский. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
  2. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создании на уроке [Текст] / И.А. Ильницкая. – М., 1985/1
  3. Кузьмина, В. В. Использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике [Текст]/В.В. Кузьмина.//СПО. -2006. -№ 7- с. 31-33.
  4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 367 с.
  5. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] /А.С. Обухов. – М.:Прометей, 2006 – 224 с.
  6. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /А.Н. Поддъяков. - М., 2000.
  7. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л.Коломинский.- СПб.: Питер, 1999.- с. 54-63.
  8. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- №1,.- с. 11-20.
  9. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков – М., 2004
  10. Савенков, А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании [Текст] /А.И. Савенков //Интернет-ресурсы
  11. Савенков, А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. - 2003. - №10. - С. 35-40.
  12. Самохина, Е. Ю. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках информатики [Текст]/Е. Ю. Самохина//СПО.-2009- № 6- с. 22-24.
  13. Середенко,  П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам [Текст]/П. В. Середенко – М.: МПГУ, 2007. – 186 с.
  14. Середенко, П. В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками [Текст]/П.В. Середенко– М.: МПГУ, 2006 – 110 с.
  15. Файн, Т.А. Исследовательский подход в обучении [Текст] / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 14-23
  16. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. [Текст] / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 24-30

Информация о работе Формирование исследовательских умений и навыков студентов техникума на занятиях по информатике