Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:05, реферат
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Формирование коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В этом году я работаю в пилотном классе по внедрению ФГОС НОО.
- Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
В Программе развития УУД выделены четыре блока:
- личностные УУД;
- познавательные УУД;
- коммуникативные УУД;
- регулятивные УУД.
Коммуникативная деятельность – это способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
К моменту поступления в школу ребёнок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
– общение со взрослыми и сверстниками;
– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнера по общению;
– умение слушать собеседника.
Но не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе проводит диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков. В классе, с которым я работаю, для диагностирования использовала задание «Рукавички» и методика «Кто прав?» автора Г.А. Цукерман. Из диагностики видно, что 53% учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 30% – средний уровень подготовленности, 17% – высокий уровень подготовленности. Это говорит о том, что работа должна выстраиваться с учётом уровневой подготовки детей.
Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. В частности, такие учебные предметы, как русский язык, литературное чтение обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, способствуют развитию коммуникативной компетентности.
В связи с этим, главной задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Работу в группах я проводила сначала на занятиях во внеурочное время. Очень хорошо помогли развитию умения «общаться» занятия во внеурочное время в программе курса « Мир деятельности», автором которой является Л. Г. Петерсон.
В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса мы познакомились с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
1. «Рассказ от первого лица»:
2. «Сказка в заданном ключе»( сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.)
3. «Изменение сказочной развязки»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.
. Учебный предмет
«литературное чтение»
1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;
2) подготовка
устных рассказов (о
3) устное словесное рисование;
4) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;
На уроках русского
языка используются типовые задачи,
нацеленные на развитие коммуникативных
универсальных учебных
– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о звуках ».. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.
Информация о работе Формирование коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности