Формирование коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование коммуникативных ууд в урочной и внеурочной деятельн.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  коммуникативных УУД в урочной  и внеурочной деятельности.

                                                        Ускова Елена Павловна,

                                                              учитель начальных классов

                                                                 ГОУ СОШ № 1929, 1 Б класс

 

Особенностью  содержания современного начального образования  является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В этом году я  работаю в пилотном классе по внедрению ФГОС НОО.

-        Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных  классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

В Программе  развития УУД выделены четыре блока:

- личностные  УУД;

- познавательные  УУД;

- коммуникативные  УУД;

- регулятивные УУД.

Коммуникативная деятельность – это способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

К моменту поступления  в школу ребёнок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

– общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Но не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе проводит диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков. В классе, с которым я работаю, для диагностирования использовала задание «Рукавички» и методика «Кто прав?» автора Г.А. Цукерман. Из диагностики видно, что 53% учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 30% – средний уровень подготовленности, 17% – высокий уровень подготовленности. Это говорит о том, что работа должна  выстраиваться с учётом уровневой подготовки детей.

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. В частности, такие учебные предметы, как русский язык, литературное чтение обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, способствуют развитию коммуникативной компетентности.

В связи с  этим, главной задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Работу в группах я проводила сначала на занятиях во внеурочное время. Очень хорошо помогли развитию умения «общаться» занятия во внеурочное время в программе курса « Мир деятельности», автором которой является Л. Г. Петерсон.

В рамках занятий  по коммуникативной линии данного курса мы познакомились с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;  

- терпимость, дружелюбие: 

никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали  активное участие в обсуждении этих правил.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

2. «Сказка в  заданном ключе»( сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.)

3. «Изменение сказочной развязки»:

– придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в  парах и группах помогает организации  общения, т.к. каждый ребенок имеет  возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

. Учебный предмет  «литературное чтение» обеспечивает  формирование коммуникативных универсальных  учебных действий:

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка  устных рассказов (о литературных  героях, о личных впечатлениях  по следам прочитанного);

3) устное словесное рисование;

4) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;

На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных  универсальных учебных действий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о звуках ».. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

Коммуникативные навыки я  развиваю и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.

 

 

 

 


Информация о работе Формирование коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности