Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 01:55, реферат
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
·постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
·управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
·владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [3].
По стандарту второго поколения на внеурочную деятельность в начальной школе отводится 10 часов недельной нагрузки.
Направления, осуществляемые во внеурочной деятельности младших школьников: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественно-эстетическое творчество;
6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность [1].
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных учебных действий.
Исследование проводилось в 3 классе на базе МАОУ «Средней общеобразовательной школы» с. Окунёво, которое находится на территории Бердюжского района Тюменской области.
Данный класс работает по ФГОС НОО второго поколения в рамках эксперимента по его апробации. В связи с этим контрольная группа не предусмотрена, так как сравнение классов работающих по разным стандартам не отвечает требованиям валидности исследования.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе проводились такие методики как: «Тест оценки коммуникативных умений», задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Таким образом, у учащихся 3 класса выявлены различные уровни сформированности коммуникативных учебных действий:
· высокий уровень — 20 %;
· средний уровень — 60 %;
· низкий уровень — 20 %.
На формирующем этапе был проведен комплекс упражнений и игр направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, такие как:
·методика «Кто прав?» (Цукерман Г.А.);
·задание «Дорога к дому»;
·игры «Найди меня»; «Давайте познакомимся!»; «Ладонь в ладонь»; «Клубочек»; «Картонные башни»; «Небоскреб»; «Давай поговорим»;
·упражнения «Изобрази предмет»; «Испорченный телефон»; «Общение — это…»; «Понимание»; «Другой акцент» [2].
Все эти упражнения и игры были использованы на внеурочных занятиях кружка «Мир общения» по направлению художественно-эстетической деятельности. На каждом занятие этого кружка учащиеся выполняли одно упражнение (игру) из предложенного комплекса упражнений и игр, например, игра «Давайте познакомимся!».
Цель этой игры — развитие коммуникативных навыков.
Игра начинается так: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Учитель начинал игру с себя, и в основном кидал мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью учителя, участвовали все учащиеся. В этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей и развивали зрительную и слуховую память.
Игра «Небоскреб».
Цель игр — это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Учитель, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии: Учитель в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры учитель может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
В этой игре учитель сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.
Упражнение «Изобрази предмет».
Цель упражнения — это знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Учитель движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Упражнение «Изобрази предмет» учитель начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.
После проведенных упражнений и игр, направленных на формирование коммуникативных учебных действий у учащихся, была проведена повторная диагностика сформированных коммуникативных учебных действий.
Вследствие этого, у учащихся 3 класса был выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий.
Результаты следующие:
· высокий уровень — 80 %;
· средний уровень — 20 %;
· низкий уровень — 0 %.
Отсюда следует, что при постоянном использовании этих упражнений и игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.
Таким образом, учащиеся могут работать в группах и коллективах; вести диалог; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации; умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов; умеют управлять и контролировать поведение товарищей; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умеют слушать и слышать сверстников.
Список литературы:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).
Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников