Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Растим здоровыми»
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Центр дополнительного
образования
На правах рукописи
Выпускная квалификационная работа
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Выполнила: слушатель ЦДО
Форма обучения: заочная
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Руководитель ЦДО _________________Мезенцева О.И., «___»________20___г. |
Научный руководитель:
_________________Ф.И.О. |
Куйбышев
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-
1.2. Формирование культурно-
1.3. Методы и приемы
формирования культурно-
Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методические аспекты
воспитания культурно-
2.2. Педагогический проект
по формированию культурно-
2.3. Рекомендации родителям
по воспитанию культурно-
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители. Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания [4; 56]. Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. А также найти эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.
Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования достигается через решение следующих задач:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать педагогический проект и рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для решения
поставленных задач были
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение;
- эмпирические: изучение литературы.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный мной проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, а рекомендации помогут родителям быстрее и успешнее сформировать культурно – гигиенические навыки у своих детей.
Глава
1. Теоретические основы
1.1.Особенности
культурно-гигиенических
Наряду с
организацией правильного
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9;7]. Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков
1.2.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки [9,10]. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни, с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[11, 54]. К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях [11,76]. Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
1.3. Методы и
приемы формирования культурно-
В центре воспитательного
процесса находится ребёнок – воспитуемый.
По отношению к нему как объекту воспитания
воспитатель выступает субъектом воспитательного
процесса, воздействующим на личность
с помощью специальных методов воспитания. Методы
воспитания – это способы педагогического
воздействия на сознание воспитуемых,
направленные на достижение цели воспитания.
(Болотина Л.Р., Комарова Т.С.) [4;29]. С помощью
методов воспитания корректируется поведение
детей, формируются качества личности,
обогащается опыт их деятельности, общения
и отношений. При этом педагоги тщательно
отбирают методы, ориентируясь на закономерности,
присущие специально организованному
воспитательному процессу. Методы воспитания
в различных педагогических ситуациях
должны постоянно варьироваться, в этом
и проявляется профессиональный и творческий
подход педагога к процессу воспитания. Прием
– это частное проявление того или
другого метода воспитания. Можно сказать,
что приём – это отдельное действие воспитателя
внутри конкретного метода. По отношению
к методу воспитания приём носит подчинительный
характер. К методам формирования гигиенических
навыков можно отнести: • Разъяснение
необходимости выполнения режимных моментов,
гигиенических процедур; • Пример взрослого; •