Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:49, реферат
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия о «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования……………………………………………………………………..4
2. Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных возрастных групп……………………………………………………………….……………....8
3. Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков………………………...…………………………………………………18
4. Список литературы……...…………………...…………………….………….23
МОСКОВСКИЙ
СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
Контрольная работа
Хайруллина А.Ф.
группа 12-Кз-БПП
Работу проверил:
КАЗАНЬ 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятия о «культурно-гигиенические
навыки». Необходимость их формирования………………………………………………
2. Содержание культурно-гигиенических
навыков детей разных возрастных групп……………………………………………………………….
3. Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков………………………...……………………………
4. Список литературы……...…………………...……………
Введение
Культурно-гигиенические навыки
- важная составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание
в чистоте лица, тела, прически, одежды,
обуви, продиктована не только требованиями
гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Дети должны понимать, что в соблюдении
этих правил проявляется уважение к окружающим,
что любому человеку неприятно касаться
грязной руки или смотреть на неопрятную
одежду. Неряшливый человек, не умеющий
следить за собой, своей внешностью, поступками,
как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
имеет значение не только для успешности
социализации детей, но и для их здоровья.
Основой полноценного физического развития
ребенка младшего возраста является приобщение
его к основам здорового образа жизни.
В приобщении детей к здоровому образу
жизни важное значение приобретает освоение
дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей
воспитания культурно-гигиенических
навыков у дошкольников, воспитатель
не всегда может определить направления,
последовательность своей работы, четко
представить результат процесса воспитания,
обозначить наиболее приемлемые формы
и методы воздействия, поэтому я считаю
рассматриваемую тему актуальной.
1. Понятия «культурно-гигиенические
навыки». Необходимость их формирования.
Воспитание культурно – гигиенических
навыков направлено на укрепление здоровья
ребёнка. Вместе с тем оно включает важную
задачу – воспитание культуры поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом
развитии начинается с воспитания у них
любви к чистоте, опрятности, порядку.
« Одна из важнейших задач детского сада,
- писала Н.К.Крупская – привить ребятам
навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего
возраста надо учить ребят мыть руки перед
едой, есть из отдельной тарелки, ходить
чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду,
не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя
спать, быть больше на свежем воздухе и
так далее».[16, с.58]
Все меры, которые разрабатывает дошкольная
гигиена, способствуют нормальному физическому,
гигиеническому развитию детей, укреплению
их здоровья.
Здоровье – более широкое понятие,
под которым понимают состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия - именно такое определение
выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиенических
навыков – процесс длительный, в связи
с этим одни и те же задачи могут многократно
повторяться. Воспитание навыков осуществляется
приемами прямого воздействия, упражнения,
т. е. путем научения, приучения, поэтому
воспитание культурно – гигиенических
навыков необходимо планировать в режиме
дня. Наблюдения показали, что в тех детских
учреждениях, где режим дня выполняется
в соответствии с гигиеническими требованиями
и все виды деятельности проводятся на
высоком педагогическом уровне показатели
работоспособности и развития детей высоки.
А самое главное по режиму дня заметно,
что время на гигиену и самообслуживание
маленьким детям отводится больше, чем
детям более старшего возраста, так как
эти навыки у старших детей уже более сформированы.
Из этого важно подчеркнуть, что возрастные
особенности и индивидуальные способности
детей играют важную роль в режиме дня.
Ребенок с момента рождения является социальным
существом, ведь уход за ним направлен
на введение его в мир взрослых, хотя родители
и педагоги не всегда это осознают. Одеяло,
соска, пеленка и прочие предметы – объекты,
с помощью которых взрослый вводит малыша
в социальный мир. С помощью этих предметов
происходит удовлетворение потребностей:
есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати,
накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения
потребности ребенок сам не владеет и
без помощи взрослого его не откроет, не
обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни при формировании
культурно–гигиенических навыков идет
не простое усвоение правил, норм поведения,
а чрезвычайно важный процесс социализации,
очеловечивания малыша, «вхождения» его
в мир взрослых. Психическое развитие
– процесс неравномерный, его линии идут
не одновременно, есть периоды наиболее
быстрого развития тех или иных функций,
психических качеств. Эти периоды называются
сенситивными – наиболее благоприятными
для развития. Для начального формирования
культурно – гигиенических навыков сенситивный
период приходится на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться с миром
предметов, созданных человеком, он должен
освоить предметные действия, среди которых
можно выделить орудийные и соотносящие.
Первые предполагают овладение предметом
– орудием, с помощью которого человек
воздействует на другой предмет (ножом
режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют).
С помощью соотносящих действий предметы
приводятся в соответствующие пространственные
положения: малыш закрывает и открывает
коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает
за петельку на крючок, застегивает пуговицы,
зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических
навыков, имеет большое значение. Режим
дня - это четкий распорядок жизни в течение
суток. Включаясь в режим дня, выполняя
бытовые процессы, ребенок осваивает серию
культурно–гигиенических навыков. Эти
навыки одна из составляющих культуры
поведения в быту. Навык, ставший потребностью
– это привычка. Навык умываться позволяет
ребенку делать это ловко и быстро, а привычка
умываться побуждает его делать это охотно
и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические
навыки обобщаются, отрываются от соответствующего
им предмета и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым влияя на становление
нового вида деятельности – игры.
В период раннего детства складывается
такое личностное новообразование, как
сознание своего «Я». Это выражается в
том, что малыш начинает называть себя
в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание
собственной активности, отделение результата
своих действий от самих действий.
Культурно-гигиенические навыки направлены
на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические
процедуры, малыш осознает самого себя.
У него формируется представление о собственном
теле. При одевании и умывании, ребенок,
рассматривая свое отражение в зеркале,
приходит к пониманию некоторых изменений,
происходящих в нем самом в ходе бытового
процесса: лицо из грязного превратилось
в чистое, волосы из растрепанных стали
красиво причесанными, ножки обулись в
сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок
начинает контролировать свой внешний
вид: обращает внимание на грязные руки,
замечает неполадки в одежде, просит взрослого
помочь привести себя в порядок, у малыша
формируется потребность в чистоте и опрятности.
То есть действия, их составляющие, совершенствуются
сами собой, изменяют самого себя, а не
предмет. Поэтому они формируют у малыша
представление о собственном теле. Обуваясь,
малыш рассматривает свои ножки, надевая
перчатки – ручки, завязывая бантик или
шарфик – свое лицо. При одевании, умывании
ребенок видит свое отражение в зеркале,
замечает происходящие в нем изменения.
Воспитание у детей навыков личной и общественной
гигиены играет важнейшую роль в охране
их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения
детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их
здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми
необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение
правил личной гигиены стало для них естественным,
а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. В начале детей приучают
к выполнению элементарных правил: мыть
руки перед едой, после пользования туалетом,
игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего
дошкольного возраста более осознано
должны относиться к выполнению правил
личной гигиены; самостоятельно мыть руки
с мылом, намыливая их до образования пены
и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным
полотенцем, расческой, стаканом для полоскания
рта, следить, чтобы все вещи содержались
в чистоте. Формирование навыков личной
гигиены предполагает и умение детей быть
всегда опрятными, замечать неполадки
в своей одежде, самостоятельно или с помощью
взрослых их устранять. Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано
с воспитанием культурного поведения.
Все сведения по гигиене прививаются детям
в повседневной жизни в процессе разнообразных
видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом
компоненте режима можно найти благоприятный
момент для гигиеническоговоспитания.
2.Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных возрастных групп.
Первая младшая группа
Одна из задач воспитания детей
I младшей группы - формирование у
них предпосылок нравственного
поведения и культурно-
Прежде всего, педагогу необходимо добиться
доверия ребенка, ибо решающим методом
воспитания малышей служит непосредственное
общение с ними воспитателя. Ребенок младшей
группы испытывает особенно большую потребность
в постоянных контактах с взрослыми. От
того, как сложатся, и будут развиваться
отношения малыша с взрослыми, во многом
зависит его взаимоотношения и культура
поведения при контактах с более широким
кругом людей. Создание предпосылок культурного
поведения маленького ребенка ведется
по нескольким направлениям. Одно из них
- формирование умения играть и заниматься,
гулять и принимать пищу, спать во время
тихого часа, одеваться и умываться вместе
с группой сверстников, рядом с товарищами,
т.е. в коллективе. При этом у детей развивается
чувство коллективизма. Не менее важно
привить интерес к трудовой деятельности
взрослых, желание помочь им, а позднее
и самостоятельно выполнять несложные
трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам
и вещам, умение преодолевать небольшие
трудности и доводить дело до конца, чувство
благодарности за заботу и уход, послушание
и чувство симпатии, дружелюбие к детям
и взрослым - все это основополагающие
программные направления педагогической
работы воспитателя в I младшей группе
детского сада.
Для усвоения детьми более трудных
правил культурного поведения
Учитывая особенности в работе с детьми
младшего дошкольного возраста, занятиям
следует придавать максимальную значимость,
что обеспечивает хорошую активность
малышей. Интерес их усиливается, когда
в играх-занятиях принимает участие ребенок
старшей группы, показывает непосредственно
само действие (одевание, умывание) или
примеры вежливого обращения.
В игры-занятия можно включить разнообразные
игрушки, предметы. Это способствует
активизации одновременно зрительного
и двигательного анализаторов ребенка.
Предмет, действие воспитатель показывает
каждому малышу, например, как следует
держать ложку, дети тут же упражняются
в правильном действии ложкой. Такие имитирующие
действия с реальными предметами в воображаемой
ситуации помогают малышам в освоении
практических действий в жизненно важных
режимных процессов.
Показанные и освоенные на занятиях действия
в результате постоянных упражнений в
повседневной деятельности перерастают
в устойчивые навыки культурного поведения.
В дальнейшем эти навыки дети начинают
использовать в самых разнообразных ситуациях.
В игры-занятия можно включить содержание
различных событий из жизни детей и их
поступков в этих событиях.
В конце года дети принимают участие
в подготовке к «переезду на новую
квартиру» - в другую группу. Они укладывают
игрушки в коробки, усаживают кукол в различные
транспортные средства – коляски, автомашины.
Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем
ситуация, помогающая ему в формировании
благожелательного отношения детей друг
к другу, навыков нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые воспитателем
и вызывающие у малышей положительные
эмоции, обеспечивают более высокую
восприимчивость ребенком нравственных
правил поведения. Педагог ненавязчиво
вырабатывает интеллектуально-эмоциональное
отношение детей к конкретным правилам
общественного поведения, закрепляет
их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным
действиям.
Для овладения малышами приемов одевания
в игру можно включить и кукол. В группе
обязательно должна быть крупная кукла
с подбором одежды.
С первого дня воспитатель предупреждает
родителей, чтобы на одежде детей были
пришиты петельки, за которые он может
вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование
навыка аккуратно содержать одежду.
Вторая младшая группа
С переходом в эту группу программные
требования к воспитанию у них
навыков культуры поведения, планирование
воспитательного процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать
самостоятельность, умение преодолевать
небольшие трудности. Предъявляется сложные
требования к выполнению действий в ходе
режимных процессов, бережному отношению
к игрушкам, к труду старших. Воспитатель
большое внимание должен уделять
формированию у детей и выполнению ими
правил вежливого обращения, организованного
поведения в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог особое внимание
уделяет формированию таких качеств, как
чуткость, внимательность, предупредительность,
тактичность, которые помогут ребенку
видеть и различать состояние человека,
решив, как следует поступить в конкретном
случае, чтобы не причинить окружающим
неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры
поведения представляет вечер. Это время
особенно доверительного общения воспитателя
с детьми, разговора по душам. Непосредственное
общение с воспитателем содействует укреплению
привязанности, доверия к нему ребенка
– важнейшего условия нравственного воспитания.
На вечерние час также могут быть запланированы
инсценировки несложных сюжетов с помощью
игрушек. Содержание таких сценок педагог
черпает из наблюдений, дети с интересом
воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни
позволяет несколько усложнить
программные требования к нравственно
направленным играм-занятиям, играм-упражнениям,
инсценировкам. Теперь они строятся так,
чтобы каждое последующее упражнение
опиралось на приобретенный ранее опыт
детей. Тем самым обеспечивается более
быстрое и прочное усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится
более широкое, комплексное воздействие
на сознание и нравственные чувства детей,
а также предоставление им возможности
упражняться в совершении нужных действий,
поступков. Постепенно детям предоставляется
все больше самостоятельность, минуя показ
действий, создается возможность для самостоятельных
упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями
о том, как надо себя вести, и конкретным
поведением ребенка, следует широко использовать
упражнения игрового характера. Детей
очень увлекают, например, игры-упражнения
на закрепление правил этикета в общении
с окружающими взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении действий
по показу воспитателя – своеобразная
и необходимая для формирования
навыка тренировка поведения детей.
Например: на занятии «В гостях у
Матрешки» было наглядно показано,
как надо вежливо здороваться, сделав
поклон головой. В последующие дни при
встрече с детьми необходимо не только
приветливо здороваться, но в случае необходимости
напомнить, как здороваться с Матрешкой
на занятии.
Такие упражнения позволяют обобщить
отдельные действия, показать детям в
комплексе, например, процесс умывания.
У них возникает активный интерес, они
называют части, которые следует мыть
и т.п.
Постепенно воспитатель вносит в игровые
уголки новые атрибуты, позволяющие развивать
содержание игр в соответствии с приобретенными
навыками культурного поведения
Средняя группа
В средней группе работа педагога
по воспитанию у ребят навыков
культурного поведения
Сочетание руководства самостоятельной
практической повседневной деятельности
детей в детском саду и дома с привлечением
их внимания к труду взрослых, общественному
значению этого труда содействует успешному
расширению задач воспитания уважения
к взрослым, культуры общения с ними.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте формирование
нравственных качеств личности и
привычек культурного поведения
активно продолжается. Содержание педагогического
процесса на этом этапе составляет
воспитание уважения к родным и близким,
привязанности уважения к воспитателям,
осознанного стремления порадовать старших
хорошими поступками, желание быть полезным
окружающим. У детей старшей группы необходимо
активно и последовательно формировать
дружеские взаимоотношения, привычку
играть и заниматься сообща, умение подчиняться
требованиям, в своих поступках следовать
примеру хороших людей, положительным,
героическим персонажем известных художественных
произведений. В нравственном воспитании
старшего дошкольника продолжает занимать
большое место воспитание культуры общения.
Формирования уважения к окружающим, доброжелательности,
волевых качеств, сдержанности происходит
в коллективе сверстников. Коллектив играет
в жизни детей все большую роль, взаимоотношения
детей усложняются. В поведении старшего
дошкольника ярче выступает связь нравственных
качеств и свойств личности с интеллектом,
познавательным и интересным, отношением
к окружающему миру, к деятельности, к
взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок
в процессе общения уже может быть сдержанным,
умеет действовать в интересах партнера
или группы сверстников, проявляя при
этом волевые достаточные усилия. Но, конечно
же, это только начало умения, которое
надо развивать и закреплять.
Следует помнить: главная цель этических
бесед заключается в том, чтобы
сформировать у ребенка нравственные
мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться
в своих поступках. И опираться такие беседы
должны, прежде всего, на подлинные события
и явления, которые в избытке предоставляет
жизнь и деятельность ребенка в кругу
сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен
проанализировать, что было
предметом наиболее ярких впечатлений
детей, как они восприняли увиденное, как
переживают его. Если в этическую беседу
воспитатель считает нужным включить
отрывки из того или иного художественного
произведения, он обязательно должен подчинить
их содержания воспитателям функциям.
Если содержание беседы доступно и
интересно детям, то следует
заинтересованные вопросы, яркие эмоции,
искреннее оценки: педагогу как бы приоткрывается
внутренний мир ребенка. Это позволяет
обоснованно определить, как малыши восприняли
идею, морали произведения, и дает возможность
дальнейшего тактичного корректирования
поведения детей. А то обстоятельство,
что ребята всей группой совместно обсуждают
факты поведения и различные ситуации,
вызывает сопереживание, эмоциональное
влияние детей друг на друга, способствует
взаимному обогащению их чувств и этических
представлений.
Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста