Использование такого подхода в работе
с детьми логопатами позволяет автоматизировать
звуки, многократно повторить и запомнить
большое количество речевого материала,
компенсировать недостатки смысловой стороны речи.
Новизна.
- теоретические вопросы логопедии становятся
доступны воспитателям групп компенсирующей
направленности;
- осуществление комплексного планирования
в рамках лексико-тематического цикла;
- интеграция образовательных областей
в соответствии с лексико-тематическим планированием;
- игры и упражнения являются уникальной
формой развития грамматического строя
речи, так как работа проводится в игровой
форме, где речь сочетается с движениями,
игры проводятся эмоционально, живо и
непринуждённо.
Технология организации коррекционной
работы воспитателя в дошкольном учреждении
по развитию речи.
Успех коррекционно-воспитательной работы
в логопедической группе определяется
строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей
жизни и деятельности детей.
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Утро |
- активизирование общения (рассказывание
из личного опыта решение проблемных
ситуаций)
- индивидуальная работа по развитию речи
(грамматический строй речи)
- индивидуальная работа по ФЭМП
-мало- подвижная игра |
- составление рассказов по картине (серия
картин)
- дидактическая игра (ознакомление с окружающим)
дидактическая игра на расширение словарного
запаса, словообразование
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- подвижная игра
- индивидуальная
работа по развитию
мелкой
моторики рук |
-игры-эксперименты
- развивающие игры (на развитие психологических
процессов)
- мало-подвижная игра
- разучивание стихов и сценариев
- театрализованные игры (настольная, пальчиковая)
индивидуальная
работа по развитию речи (грамматический
строй речи) |
- беседы (социальная нравственная
характеристика)
-развивающие игры (логическое мышление,
воображение)
- подвижная /игра
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- дидактическая игра на расширение словарного
запаса, словообразование |
- беседы по ОБЖ (проблемные ситуации)
- игры и забавы (народные хороводные)
- конструктивные игры
-индивидуальная работа по
развитию речи (грамматический
строй речи) |
Про-
гул-
ка |
- наблюдение (погода)
- подвижные игры
- коллективный труд
по уборке участка
- индивидуальная работа по развитию движений |
- наблюдение (неживая природа)
-подвижные игры
- индивидуальная работа по развитию движений
- трудовые поручения |
- наблюдения (растения)
- подвижные игры
-подвижные игры (природа)
- индивидуальная работа по развитию движений |
- наблюдение (труд взрослых)
- подвижные игры
- труд
- игры с выносным материалом
- индивидуальная работа по развитию движений |
- наблюдения (животные, птицы)
- подвижные игры
- индивидуальная работа по
развитию движений
- труд подгруппой |
Вечер |
- сюжетно-ролевая игра
- дидактическая игра по обучению элементам
грамоты
- индивидуальная работа по ознакомлению
с окружающим
- дидактическая игра по ФЭМП
- опытническая деятельность |
- индивидуальная работа по ИЗО
(лепка и обыгрывание предметов)
- подвижная игра-эстафета
составление рассказов по картине (серия
картин)
- индивидуальная работа по развитию фонематического
слуха, элементов звуков, анализа слов
дидактическая
игра на расширение словарного запаса,
словообразование |
Творческая мастерская
- драматизация сказок (мини-спектакли)
-дидактические игры (внимание, память,
моторика рук)
-индивидуальная работа по ФЭМП
-работа с художественной литературой
дидактическая
игра на расширение словарного запаса,
словообразование |
- индивидуальная работа по ИЗО
(художественная творческая деятельность)
- подвижная игра
- дидактическая игра (на активизацию словаря)
-индивидуальная работа по развитию мелкой
моторики рук
- дидактическая игра на ознакомление
с окружающим миром |
-хозяйственно-бытовой труд
-индивидуальная работа на развитие памяти,
внимания, мышления
-конструирование и обыгрывание построек
- индивидуальная работа по ФЭМП
театральный час:
- музыкально-спортивное развлечение |
Чтобы обеспечить такое единство в работе
всех педагогов и специалистов в группе
компенсирующей направленности, была
выработана следующая модель комплексной
педагогической технологии формирования
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи
Краткое описание составления планирования
коррекционной работы воспитателя.
- определяется лексическая тема
и речевые цели на неделю
в соответствии с общеобразовательными
и коррекционными целями текущего
периода обучения;
- совместно с логопедом расписывается план специальных занятий воспитателя
по развитию речи, определяется набор
лексического материала по формированию
лексико-грамматических категорий;
- подбор текста (стихотворения, загадки,
небольшие рассказы для пересказа);
- подбор речевых игр, сюжетно-ролевая игра её цели и содержание диалогов;
- подбор игр и упражнений
по развитию ВПФ. Особое внимание
уделяется развитию мышления, речеслуховой
памяти, пространственному и временному
восприятию.
Ожидаемые результаты
Воспитатель |
Дети |
- осуществление
совместной деятельности с ребёнком;
- теоретические
вопросы логопедии становятся
доступны и понятны;
- разработка
и пополнение картотек для
коррекции речи;
- систематический
обмен опытом;
- возможность
проследить динамику речевого
развития детей в структуре
грамотного оформленного рассказа.
|
- обеспечение
достаточной речевой практика
как основы усвоения важных
закономерностей языка, освоение
языка как средства общения;
Коррекционное
формирование включение в «речевой арсенал»
детей языковых средств для построения
связных высказываний;
- подготовка
к процессу школьного обучения,
который совершенно не мыслим
без свободного владения ребёнком
связной речью;
- пересказ текстов
по опорным картинкам обеспечивает
предварительное обучение составления
плана устного и письменного высказывания
в школе. |
Условия работы.
- разработка комплексно-тематического
планирования по лексическим
темам;
- разработка конспектов занятий
по коррекционной направленности;
- подбор картинного материала,
игр и упражнений ( в соответствии
с лексической темой), текстов для заучивания
и пересказа соответствующих уровню речевого
развития детей;
- необходимость работы по адаптированию
художественных текстов.
Прогнозируемые результаты.
Опыт работы может быть применён как
воспитателями коррекционных групп так и педагогами общеразвивающих
групп.
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий
в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико-грамматического недоразвития
речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи. – СПб., 2002.
- Александрова Т.В. Практические задания
по формированию грамматического строя
у дошкольников: Пособие для логопедов
и воспитателей.- СПб., 2007
- Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Преодоление задержки речевого развития
у дошкольников.- М., 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы
в логопедической группе для детей с ОНР.
– спб.: детство-пресс, 2004.
- Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений:
Альбом дошкольника. – М.: гном и Д, 2003.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи
//Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской
речи./А.Н.Гвоздев - М., 2001.
- Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного
возраста как объект воздействия при обучении
родному языку в детском саду // Педагогические
условия формирования социальной активности
у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции./Е.Ф.Соботович.
-М., 2003. - 158с.
- Сохин, Ф.А. Формирование языковых обобщений в процессе речевого развития//Вопросы психологии. - 1959. -№5.-С. 112-123.
- Филичева .Т.Б.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста /Т.Б.Филичева - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им.М.А.Шолохова,2000