Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:21, контрольная работа
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ
УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Кафедра педагогической психологии
Контрольная работа
Формирование личности в воспитательном процессе.
студентка 33 группы
специальность «психология»
Хахель Кристина
Витебск 2009
Формирование личности в воспитательном процессе
Достижения современной науки,
в том числе труды отечественных философов
и психологов, педагогов и физиологов,
юристов и генетиков, свидетельствуют
о том, что только в социальной среде в
процессе целенаправленного воспитания
происходит действенная выработка программ
социального поведения человека, формируется
человек как личность. Причем социальная
обусловленность развития личности носит
конкретно-исторический характер.
Но социально-историческое формирование
личности не представляет собой пассивного
отражения общественных отношений. Выступая
и субъектом, и результатом общественных
отношений, личность формируется через
ее активные общественные действия, сознательно
преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой
деятельности формируется в человеке
важнейшая, определяющая его как развитую
личность потребность во благе другого.
Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание
права «другого» непросто на участие в
«борьбе за существование», а на событие
с самим собой и, более того, утверждение
собственной жизнью бытия этого «другого»
становится осуществлением разумения
в межличностных отношениях и в итоге
единственным критерием нравственного
прогресса. «Допустив только возможность
замены стремления к своему благу стремлением
к благу других существ, - писал он в трактате
«О жизни», - человек не может не видеть
и того, что это - то самое постепенное,
большее и большее отречение его личности
и перенесение цели деятельности из себя
в другие существа и есть все движение
вперед человечества».
Организация общественной практики воспитания
личности ребенка может быть ориентирована
двояко. Один тип направлен на воспроизведение
уже сложившегося социального характера.
Такому типу организации соответствует
приспособление педагогического процесса
под уже достигнутый, уровень психического
развития ребенка. Подобная организация
воспитания ни в коей мере не соответствует
целям построения гуманного общества,
поскольку здесь требуется решение задачи
преобразования сознания человека. В связи
с этим, отечественные ученые и педагоги-практики
исходят из того, что воспитание (в том
числе и обучение) не может плестись «в
хвосте детского развития», ориентируясь
на его вчерашний день, а должно соответствовать
«завтрашнему дню детского развития».
Таким образом, четко отражается принцип
подхода к психическому развитию личности
как к управляемому процессу, который
способен создавать новые структуры личностных
ценностей растущих людей.
Целенаправленное формирование личности
человека предполагает ее проектирование,
но не на основе общего для всех людей
шаблона, а в соответствии с индивидуальным
для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические
особенности.
«Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко,
- стремиться ли к воспитанию смелых, честных,
настойчивых или малодушных, трусливых
и лживых».
Включение ребенка в организованную взрослым
деятельность, в процессе которой развертываются
многоплановые отношения, закрепляет
формы общественного поведения, формирует
потребность действовать в соответствии
с нравственными образцами, которые выступают
в качестве мотивов, побуждающих деятельность
и регулирующих взаимоотношения детей.
Рост круга потребностей, закон возвышения
потребностей, развитие потребностно-мотивационной
сферы определяют характер формирования
конкретных черт и качеств личности. К
таким конкретным чертам личности, которые
формируются в процессе воспитания, относятся:
ответственность и чувство внутренней
свободы, чувство собственного достоинства
(самоуважение) и уважение к другим; честность
и совестливость; готовность к социально
необходимому труду и стремление к нему;
критичность и убежденность; наличие твердых,
не подлежащих пересмотру идеалов; доброта
и строгость; инициативность и дисциплинированность;
желание и (умение) понимать других людей
и требовательность к себе и другим; способность
размышлять, взвешивать и воля; готовность
действовать, смелость, готовность идти
на определенный риск и осторожность,
избежание ненужного риска. Названный
ряд качеств не случайно сгруппирован
попарно. Этим подчеркивается, что нет
качеств «абсолютных». Самое лучшее качество
должно уравновешивать противоположное.
Только при таких условиях, найдя себя,
сложившись и сформировавшись как целостная
личность, он способен стать полноценным
и полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны,
интегрированы в единой личности. Ядром
личности, детерминирующим все ее частные
проявления, служит мотивационно-потребностная
сфера, представляющая собой сложную и
взаимосвязанную систему стремлений и
побуждений человека.
Список использованных источников.
Информация о работе Формирование личности в воспитательном процессе.