Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:05, реферат
Целью работы является изучение формирования мотивации к обучению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации учебной деятельности детей.
2. Выявить особенности мотивации учебной деятельности младших школьников.
3. Определить этапы, методы и методики исследования мотивации к обучению у младших школьников.
4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по формированию мотивации к обучению у младших школьников.
Введение 3
1. Теоретические подходы к проблеме формирования мотивации обучения у младших школьников 4
1.1. Формирование мотивации учебной деятельности как предмет психологического исследования в отечественной и зарубежной литературе 4
1.2. Особенности формирования мотивации к обучению в младшем школьном возрасте 9
2. Организация исследования особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников 14
2.1. Этапы, методы и методики исследования мотивации к обучению у младших школьников 14
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию мотивации к обучению у младших школьников 19
Заключение 23
Библиографический список 24
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (табл. 2).
Таблица 2
Уровни мотивации |
Выборы картинок |
Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) | ||
1 |
2 |
3 | ||
I |
5 |
5 |
5 |
13—15 |
II |
4 |
4 |
4 |
10—12 |
III |
3 |
3 |
3 |
7—9 |
IV |
2 |
2 |
2 |
4—6 |
V |
0—1 |
0—1 |
0—1 |
До З |
I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II — высокий уровень
учебной мотивации, преобладание
социальных мотивов, возможно присутствие
учебного и позиционного
III — нормальный уровень
мотивации, преобладание позиционных
мотивов, возможно присутствие
IV — сниженный уровень
мотивации, преобладание оценочных
мотивов, возможно присутствие
V — низкий уровень
учебной мотивации, преобладание
игровых или внешних мотивов,
возможно присутствие оценочног
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию мотивации к обучению у младших школьников
Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления работы и рекомендации:
- забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления (упрёки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), в результате снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смешаться, неверно ответить;
- создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость;
- опора более широко, чем в массовой школе, на игру как ведущую деятельность ребёнка с нарушением интеллекта. Для этого педагогический процесс насыщается интеллектуальными играми с правилами, активно используется игротехника на каждом этапе урока, игра делается не запретным для школьника делом, а формой организации быта детей на уроке и в группе продлённого дня;
Развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов («живое созерцание» при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности. Этот мотив определяет положительное отношение детей к деятельности даже в том случае, если она лишена для них непосредственного познавательного интереса.
Для формирования позиции школьника необходимо активизировать у ребёнка состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:
- выбор партнёра для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать рыбу, сделать аппликацию и т.д.).
Для развития познавательных интересов необходимо:
Воспитание положительного отношения к учебной деятельности представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
I этап – подготовительный. Ученик только начинает знакомство со школой, с её требованиями и порядками. Он постепенно входит в детский коллектив. На этом этапе формируются элементарные представления о школьных требованиях, происходит первое знакомство с учителями, изучаемыми предметами, с нормами поведения и т.д. В этот период необходимо вызвать у ученика заинтересованность всем тем, с чем он сталкивается в процессе всей своей деятельности в школе.
II этап состоит в создании положительного отношения к учебной деятельности. На этом этапе происходит создание условий, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности, устанавливается их взаимодействие, некоторые внешние стимулы переходят во внутренние мотивы.
Главными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности, воспитание классного коллектива, в котором обеспечивается развитие коллективистической направленности каждого ученика.
III этап состоит в воспитании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей положительного отношения к учебной деятельности на возможно более высоком уровне, побуждаемого мотивами широкого социального значения.
Цели и задачи данного этапа определяют основные виды и формы учебно-воспитательной работы. У учеников воспитывается реальное представление о будущей жизни и работе, а наряду с этим – любовь к труду и в доступной форме – чувство долга перед обществом.
Заключение
Состав мотивации учения, представленный различными авторами, отличается структурными компонентами (потребностями и мотивами), однако практически все учёные выделяют две основные группы мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, а также широкие и узкие социальные мотивы. При этом такие исследователи как Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейн обосновывают равную значимость этих двух групп мотивов для успешного осуществления учебной деятельности.
В работе были проанализировали методы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников и разработали методику констатирующего эксперимента, выявили особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Наибольшую силу для младших школьников имеет интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал.
Основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.
Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.
Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебной деятельности. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк обследования школьной мотивации учащихся начальной школы по анкете Н.Г. Лускановой
Дата_________________
Фамилия,
имя___________________________
Внимательно прочитай каждый вопрос. Подчеркни один вариант ответов, который совпал с твоим собственным мнением.
1. Тебе нравится в школе?
а) Нравится
б) Не очень
Информация о работе Формирование мотивации к обучению у младших школьников