Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение средств мотивации.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Определить специфику урока иностранного языка;
Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Мотивация к овладению иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4
§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4
§2.Типы мотивации учебной деятельности…………………………..…..6
§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8
§4.Формирование мотивации учения ……………………………………..12
Выводы по первой главе ………………………………………………... 12
Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19
§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19
§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31
§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34
Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39
Заключение …………………………………………………………….... 39
Список использованной литературы ………………………………….. 41
Применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью. [16, с. 364]
Компьютерные обучающие системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Поскольку соотношение между количеством учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико, у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействие каждого учащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т. п.
Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных вопросов компьютерного обучения. Тесты с альтернативным выбором ответов по пройденным темам курса английского языка с рисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.
Развитие памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию. [21]
Обучаемому сложнее отвлечься. При получении информации при помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.
В последние годы, появилось большое количество обучающих программ по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.
Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.
Мультимедийный курс иностранного языка – это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.
После проведения таких уроков, приходим к выводу, что, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблема повышения качества обучения.
Компьютерный курс содержит большое
количество мультимедийных лекций и
позволяет резко облегчить
Существующие на сегодняшний день компьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.
Мультимедийные задания носят различный характер: - нажать на правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; - найти слово, (правильный ответ); - расположить предметы на картинке; - соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие картинкам; - прочитать слова и указать на предмет; - прослушать и спеть песенку; - прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; - напечатать слово, фразу, предложение.
Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.
Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает давать учащимся прочные знания и развивать коммуникативную компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте и передачу одноклассникам. [19, с. 189]
Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника.
Выводы по второй главе: В данной главе мы рассмотрели важнейшие приёмы мотивации к изучению иностранного языка. Мы увидели, что учитель может проводить очень интересные и запоминающиеся уроки, в которых все дети будут принимать непосредственное участие. Мы сделали вывод о том, что учителю важно быть современным и следить за новыми технологиями, чтобы давать детям возможность проявить себя в этой сфере. Учителю важно быть хорошим психологом, чтобы наладить контакт со всеми детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время перед школьным учителем стоит задача по созданию таких условий, при которых ученики могут усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.
Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности детей к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать учеников к обучению – это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к обучению могут быть различные - именно социальные, познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные, неосознанные.
В 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию учеников к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление – это зеркало общества. А ведь именно дети и молодая интеллигенция являются основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.
В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:
- для учеников мотивация
это очень важное явление.
- уроки иностранного
языка мы можем называть
- учителю важно быть
современным и следить за
Важность мотивации
учеников невозможно переоценить. Её можно
считать основой для
Список использованной литературы
Информация о работе Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения