Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение средств мотивации.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Определить специфику урока иностранного языка;
Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Мотивация к овладению иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4
§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4
§2.Типы мотивации учебной деятельности…………………………..…..6
§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8
§4.Формирование мотивации учения ……………………………………..12
Выводы по первой главе ………………………………………………... 12
Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19
§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19
§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31
§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34
Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39
Заключение …………………………………………………………….... 39
Список использованной литературы ………………………………….. 41

Вложенные файлы: 1 файл

VSYo.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Применительно к компьютерному  обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в  традиционном понимании наглядность  это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью. [16, с. 364]

Компьютерные обучающие системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Поскольку соотношение между количеством учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико, у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействие каждого учащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т. п.

Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных  вопросов компьютерного обучения. Тесты  с альтернативным выбором ответов  по пройденным темам курса английского  языка с рисунками, графиками  и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

Развитие памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию. [21]

Обучаемому сложнее отвлечься. При получении информации при  помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.

В последние годы, появилось большое  количество обучающих программ по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

Изучение иностранного языка с  помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.

Мультимедийный курс иностранного языка – это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

После проведения таких уроков, приходим к выводу, что, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблема повышения качества обучения.

Компьютерный курс содержит большое  количество мультимедийных лекций и  позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала. [25]

Существующие на сегодняшний день компьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.

Мультимедийные задания носят различный характер: - нажать на правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; - найти слово, (правильный ответ); - расположить предметы на картинке; - соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие картинкам; - прочитать слова и указать на предмет; - прослушать и спеть песенку; - прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; - напечатать слово, фразу, предложение.

Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.

Использование мультимедийных средств  обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает давать учащимся прочные знания и развивать коммуникативную компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте и передачу одноклассникам. [19, с. 189]

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих  подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника.

 

Выводы по второй главе: В данной главе мы рассмотрели важнейшие приёмы мотивации к изучению иностранного языка. Мы увидели, что учитель может проводить очень интересные и запоминающиеся уроки, в которых все дети будут принимать непосредственное участие. Мы сделали вывод о том, что учителю важно быть современным и следить за новыми технологиями, чтобы давать детям возможность проявить себя в этой сфере. Учителю важно быть хорошим психологом, чтобы наладить контакт со всеми детьми.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  перед школьным учителем стоит задача по созданию таких условий, при которых ученики могут усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Именно мотивация основное средство, которое даст возможность  повысить уровень заинтересованности детей к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать учеников к обучению – это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к обучению могут быть различные - именно социальные, познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные, неосознанные.

В 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным  вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать учащихся к  постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию учеников к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление – это зеркало общества. А ведь именно дети и  молодая интеллигенция являются основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

- для учеников мотивация  это очень важное явление. Учитель,  который является наставником  и проводником в иноязычную  культуру может подтолкнуть ребёнка  к изучению иностранного языка. Может заинтересовать его, сделать его уроки самыми запоминающимися.

- уроки иностранного  языка мы можем называть особенными. Для них характерен индивидуальный  подход к каждому ученику.

- учителю важно быть  современным и следить за новыми технологиями, что бы давать детям возможность проявить себя в этой сфере. Так же учителю важно быть хорошим психологом, что бы наладить контакт со всеми детьми.

Важность мотивации  учеников невозможно переоценить. Её можно  считать основой для полноценного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев – М.: Просвещение, 1976 – 259 с.
  2. Бабинский Ю.К. Педагогика /  Ю.К. Бабинский. - М.: Просвещение, 1983 – 436 с.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович– М.: Просвещение, 1972 – 296 с.
  4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович– М.: Просвещение, 1972 – 354 с.
  5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович– М.: Просвещение,1968 – 400 с.
  6. Гагаев А.А. Индивидуальный стиль преподавания: семантический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев// Вестник Мордовского университета. - 2009. - №2.- С.8-13.
  7. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия / Егоров О. - Учитель - 2001 - №1 – 173 с.
  8. Каменская Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская - Феникс, 2003, 155 с.
  9. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения/ В. Н. Лавриненко -  М.: Просвещение, 2005, 215 с.
  10. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся/ А.К.  Маркова -  М.: Просвещение, 175 с.
  11. Мартова Т.В. Этика деловых отношений / Т.В. Мартова -  М.: Феникс, 2009, 252 с.
  12. Мелия М. Бизнес — это психология/ М. Мелия-  М.: Евробукс, 2009, 352 с.
  13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Пассов Е.И. - М.: Просвещение, 1988 – 78 с.
  14. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие  / Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002 – 159 с.

 

  1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Полат Е.С. - ИЯШ - 2001 – 157 с.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Полат Е.С.  ИЯШ - 1991 - 94 с.
  3. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. Пособие / Ушачев В.П.  - Магнитогорск, 1991 – 249 с.
  4. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления/ Л.Д. Столяренко, Ростов на Дону, 2009 - 222 с.
  5. Реанн А.А. Педагогика / А. А. Реан. -  М.: Просвещение, 2000. – 304 с.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен. Т. 1: Пер. с нем. - -  М.: Просвещение, 1986. - 392 с.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.-  М.: Просвещение, 1974
  8. http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html
  9. http://www.rae.ru/monographs/77-2804
  10. http://www.psychological.ru/
  11. http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf
  12. http://www.unco.edu



Информация о работе Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения