Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по спец педагогике.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

- Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

- Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

- А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

- А эта девочка добрая – всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим) Волшебник благодарит  детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь  приятное и рассказывает сказку.

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык.  Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки ( например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки само регуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры: рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется  - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

- Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

- Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Тень»

Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой  - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры:

- Я обижаюсь, когда…

- Я сержусь, когда…

- Я радуюсь, когда…

- Я грущу, когда…

Упражнение «Негаданная радость».

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формировать навыки социального поведения.

Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.

Материал: контурные изображения розы, репея, лилии, резеды.

Ход игры: детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении  цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

РОЗА                                                                   РЕПЕЙ

Зовут меня розой,                                              Репей я колючий,

Примите меня.                                                   Ко всем пристаю.

Я очень душиста                                                Расту при дороге,

И цветом нежна.                                                У стенки стою.

По цвету и имя                                                   Задеть меня платьем

Такое мне дали                                                   Прохожий боится…

И даже царицей                                                  Нельзя ли хоть с вами

За пышность прозвали.                                      Репью подружиться?

ЛИЛИЯ                                                                РЕЗЕДА

Я – лилия; с вами                                                Чуть видным кусточком

Я буду дружна;                                                    Расту я всегда,

Кротка и скромна я                                             И белым цветочком

И очень стройна;                                                 Глядит резеда.

Люблю, наклонившись,                                      Приятно лишь пахну,

В ручей поглядеться…                                       Хоть бледна окраска.

Позвольте мне с вами                                         Зато мне повсюду

В кружке повертеться!                                       Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий)

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры: необходимое число играющих -5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» ( или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры: детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Падающая башня»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Материал: подушки.

Ход игры: воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

Игра «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.

Материал: подушки.

Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры воспитатель может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «Ква-ква, подвинься!».

 

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо  или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующее его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ                                                            ХОРОШИЕ

1) порвал блузку                                                1) защитил слабого

2) обидел друга                                                  2) проведал больного друга

3) поссорился с мамой                                       3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка                                     4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

   
 

Сюжетно-ролевый игры

 

Сюжетно-ролевая игра «Кафе». 
Цель: Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 
Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. 
Оборудование: Столы, стулья, стойка, касса, деньги, посуда, плита, крупный строительный материал для постройки автобуса, руль, билеты, меню. 
Ход игры: 
Воспитатель: Ребята, у медвежонка Мишутки сегодня день рождения. И он приглашает нас отметить этот замечательный день. Но только не знает где и как отметить. Недавно в городе Шадринске я видела рекламу о замечательном кафе под называнием «Сказка». Давайте съездим в это кафе и устроим там Мишутке праздник. Вы хотите посетить это кафе? (Ответы детей).  
Кто работает в кафе? 
Дети: Повар – готовит еду. Кондитер – изготовляет торты, пирожное, кексы и т.п. Официант – подаёт меню, принимает заказы, разносит заказы посетителям. Посудомойка – моет посуды. Уборщица – убирает со столов, вытирает столы. Техничка – моет полы. Кассир – получает деньги от посетителей, выдает чеки. Ди-джей – ведёт музыкальную программу. Швейцар – сторож у входной двери.  
Воспитатель: Тогда давайте закажем автобус и поедем в кафе. 
Дети строят автобус из крупного строительного материала, стульчиков и руля. Выбирают шофёра и кондуктора. 
Шофёр: Кто заказывал автобус для поездки в кафе? Пожалуйста, садитесь в автобус. 
Кондуктор: Уважаемые пассажиры, приобретайте, пожалуйста, билеты. 
Идёт обыгрывание поездки на автобусе. Пока дети едут, они поют песню на мотив «Мы едем, едем, едем…»: 
Мишуткин день рожденья  
Мы едем отмечать. 
Кофе с названьем «Сказка» 
Нас будет всех встречать. 
Тра-та-та, тра-та-та, 
Дружно едем все туда. 
Тра-та-та, тра-та-та, Дружно едем все туда. 
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы подъехали к кафе «Сказка». 
Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет работать в кафе, а кто будет посетителем. Во время игры обсуждается поведение в общественных местах. 
1. Повар, 2. Кондитер, 3. Официант, 4. Посудомойка, 5. Уборщица, 
6. Техничка, 7. Кассир, 8. Диджей, 9. Швейцар, 10. Посетители.  
Воспитатель: Мишутка, веди нас в кафе – мы будем отмечать твой день рождения.




 


Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Цель: Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;

Предварительная работа с детьми.

  • Беседа о профессиях работников музея;

  • Экскурсия в художественный музей;

  • Экскурсия в мини-музей железнодорожной техники в детском саду;

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Музей»;

  • Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей. А что нам понадобиться для игры?

Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать экскурсоводов.

Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея - группу туристов. Воспитатель - сопровождающий из турагентства.

Вдруг раздаётся телефонный звонок. К нам едет группа туристов. Сотрудник музея, смотритель, приглашает посетить музей.

Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты и проспекты - путеводители музея.

Смотритель музея встречает гостей у входа в музей, подводит к первому экскурсоводу, зал «Родной край». Экскурсовод рассказывает о своей выставке экспонатов. Дети - туристы благодарят его.

Смотритель провожает группу в следующий зал «Железнодорожная техника». Экскурсовод рассказывает о поездах, представленных на выставке. Дети задают вопрос: Какие бывают поезда? Экскурсовод отвечает, и смотритель ведет группу в следующий зал «Семикаракорская керамика». Экскурсовод рассказывает, что посуда изготовлена из глины, раскрашена вручную, из нее можно есть. Дети задают вопрос: Почему посуда называется Семикаракорской? Экскурсовод отвечает: Посуда изготовлена в г. Семикаракорске Ростовской области.

Воспитатель благодарит экскурсовода за подробный рассказ и обращается к смотрителю: Скажите, а если ваш экспонат разобьется, расколется или потускнеет, что вы делаете, выбрасываете его.

Смотритель: Нет, что вы, мы отправляем испорченный экспонат к реставратору. Сейчас я проведу вас в реставрационную мастерскую.

Дети застают реставратора за работой, он восстанавливает поблекшие краски на посуде.

Информация о работе Формирование навыков социального поведения у детей с отклонениями в развитии