Формирование нравственных чувств посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Провести анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема …………………………………………….
1.1. Сущность и характеристика подвижных игр ……………………………
1.2. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……
Глава 2. Методика применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………..
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………………………………………………
2.2. Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр …
2.3. Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста …………………
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Подвижные игры нравственного характера

 

Игра «Поезд»

Цель: формирование доброжелательности, отзывчивости, воспитание коллективизма.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (поезд)

Содержание: участники игры делятся на две команды. Ведущий поднимает правую руку, - 1 команда говорит хором «Ж-Ж-Ж».

Когда ведущий поднимает левую руку, - 2 команда говорит хором «Ш-Ш-Ш». Ведущий поднимает обе руки, - 1 и 2 команда говорит хором «Ту-Ту-Ту».

Когда у команд будет хорошо получаться, ведущий начинает поднимать поочерёдно правую и левую руки, постепенно увеличивая темп. Получается шум, похожий на стук идущего поезда.

Игра "Зайцы в огороде"

Цель: формировать коллективизм, активность, отношение к окружающему.

Содержание: в игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих - "сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.

Игра "Космонавты"

Цель: ознакомить с трудом космонавтов, привить любовь к труду.

Содержание: по углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка – "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:

3 – Л – 3 (Земля – Луна –  Земля)

3 – М – 3 (Земля – Марс –  Земля)

3 – Н – 3 (Земля – Нептун  – Земля)

3 – В – 3 (Земля – Венера  – Земля)

3 – С – 3 (Земля – Сатурн  – Земля)

В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: "Опоздавшим – места нет!" Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим – места нет!

Как только произносилось последнее слово, все разбегались по "ракетодромам" и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становились в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в "космосе". Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: "Опоздавшим – места нет!" В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность[6, с. 14].

Игра "Белые медведи"

Цель: воспитание коллективизма, сочувствия, доброжелательного отношения к окружающему.

Содержание: площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: "медвежонок" не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил "медведь"; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что "медведь" рычал: "Выхожу на ловлю!" – и начинал ловить "медвежат". Сначала он ловил одного "медвежонка" (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" брались за руки и начинали ловить остальных играющих. "Медведь" отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили "медвежат". Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все "медвежата". Последний пойманный игрок становился "белым медведем". Побеждал последний пойманный игрок.

Игра «Цыплята»

Цель: формирование дружелюбия, коллективизма, доброжелательности

Содержание: игроки распределяются на три группы. В каждой группе – наседка и цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при нападении наседка, защищая своих, коснется руками коршунов, то они выходят из игры.

Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют:

- Дружно держимся за  друга,

Здесь, в колонне: друг – подруга!

Мы все смелые ребята,

Развеселые цыплята!

Нам не страшен хищный коршун.

С нами наша мать!

Мы идем с ней погулять,

Чудеса повидать!

При этом наседки делают различные повороты, ведя за собой цыплят. Если в этот момент цепь разрывается, на отстающих игроков нападают коршуны. Цыплята стараются опять выстроиться в цепь.

Правила игры: наседка касается коршуна только в момент его нападения. Коршун ловит лишь оторвавшихся от наседки цыплят.

Игра «Защитник»

Цель: воспитывать ответственность, дружелюбие, заботливое отношение к окружающим людям.

Содержание: на площадке чертится круг диаметром 2 – 3 м. В игре участвуют восемь – десять человек.

Двое из них по жребию идут в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, не отнимая ее от головы, обходи сидящего товарища то справа, то слева. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего рукой, а защитник стремится их осалить (коснуться ногой или рукой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитником, а последний присоединяется к остальным игрокам.

Игра каждой пары длится не более 2-3 минут.

Правила игры: осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать только ниже колена. Мешать защитнику запрещается.

 Игра «Кот и мышка»

Цель: формирование доброжелательности, отзывчивости, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей.

Содержание: игру ведут двое детей. Один игрок – кошка, а другой – мышка. Кошка становится возле одного конца скамейки, а мышка – у противоположного. Кошка спрашивает мышку, та отвечает:

- Мышка, мышка, где была?

- В кладовой.

- Что там делала?

- Масло ела.

- А мне оставила?

- Не оставила.

- А где ложечки положила?

- Под бочку сунула.

- А куда кувшин поставила?

- Разбился.

- Тогда я буду тебя  ловить.

- Я убегаю.

Мышка старается убежать от кошки. Если кошка ее поймала, они меняются ролями. Если кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега.

Правила игры: играют два человека. Но еще две пары могут наблюдать за игрой, а потом занять их место. Мышка и кошка бегают только вокруг скамейки. Мышка считается пойманной, если кошка дотронулась до нее рукой.

Игра «Лошадки»

Цель: воспитание дружелюбия, умения действовать вместе, возможность почувствовать себя членом коллектива.

Содержание: играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую – кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят:

- Та-ра-ра, та-ра-ра,

Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место -  конюшню. Дети – лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить.

Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря:

- Еду, еду на коне

По чудесной стороне,

По Молдавии зеленой,

Жарким солнцем опаленной.

Цок, лошадка,

Цок, Гнедок,

Цок подковой,

Цок, цок, цок.

Правила игры: кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время щелкать языком, пока их не поймают.

Игра «Сторож»

Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности, активности, ответственности, формирование чувств.

Содержание: играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!». Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

Правила игры: команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Материалы контрольного этапа эксперимента


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 - Уровень воспитанности нравственных качеств у дошкольников экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 - Уровень воспитанности нравственных качеств дошкольников контрольной группы на контрольном этапе исследования

 

 

 

 


 



Информация о работе Формирование нравственных чувств посредством игры