Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:32, статья

Краткое описание

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Вложенные файлы: 1 файл

_formirovanie_osnov_logicheskogo_myshlenija.docx

— 19.19 Кб (Скачать файл)

Формирование основ логического  мышления у детей дошкольного  возраста

Карпова О.А. у воспитатель

МДОУ детский сад  «Лучик», г. Болхов

Логическое мышление формируется  на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и  сложный процесс, так как полноценное  развитие логического мышления требует  не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Начинать развитие логического  мышления следует в дошкольном детстве, т.к. на каждом возрастном этапе создается  определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Так, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса, для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А.).

В дошкольном возрасте дети располагают  значительными резервами развития. Взаимозависимость математического  развития и формирования логических приемов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, JI.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют ввиду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно- следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. В литературе логические приемы умственных действий называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

Практически все исследования психологов, тема которых - анализ способов и условий  развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. И еще: во многих исследованиях - и психологов, и педагогов - проблема организации развивающего обучения детей любого уровня связывается со специальными занятиями. Академик В.В. Давыдов в этой связи отмечал, что «...развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения».

Таким образом, развитие логического  мышления детей целесообразнее рассматривать в русле математических занятий - через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание - системные задания логико- конструктивного характера, развивающие мелкую моторику, - активно влияет на математическое развитие дошкольника. Какие же приемы умственных действий может применять педагог?

Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих, рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно представить по размеру (длине, высоте, ширине), если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки). Если же предметы разного типа, то выбирается «величина», которая характеризует их различия (т.е. с указанием, что считать «величиной») - например, игрушки, отличающиеся по росту.

Анализ - выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или  группы объектов по определенному признаку. Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ). В этой связи уместно привести высказывание Н.Б. Истоминой: «Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции».

Задания на формирование умения выделять элементы объекта или соединять  их в единое целое можно предлагать в детском саду с первых занятий, направленных на математическое развитие. Для развития продуктивной аналитико- синтетической мыслительной деятельности, например, в старшей группе подойдет прием, с помощью которого один и тот же математический объект рассматривается постановкой различных заданий. Более сложное задание - на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Психологически способность к  синтезу формируется у ребенка  раньше, чем к анализу, и развивать  ее активно можно с помощью  конструирования. На первых порах ребенок  учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования («Делай, как я»), затем - по памяти. Наконец, усваивает способ самостоятельно восстанавливать  построение уже готового объекта («Сделай  такой же»). Четвертый этап заданий  носит уже творческий характер.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Как научить ребенка этому умению? Наиболее эффективный метод - игра-задание, в ходе которой следует найти сходство (или различие) по указанным признакам.

Обобщение - оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов. Дети хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности (например, классификации) произведен ими самостоятельно. Например: эти предметы все большие, эти все маленькие, эти все красные, эти все синие, эти все летают, эти все бегают и др. Приведенные примеры сравнения и классификации завершаются обобщением. Заметим, что дошкольники способны обобщать результаты своей деятельности даже эмпирически, но для этого педагог должен подбирать объекты деятельности, задавать вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы «подвести» к необходимому обобщению. Формулируя обобщение, нужно помочь детям строить предложение, подбирать нужные термины, словесные обороты.

Подбирая материал для задания, педагог должен следить за тем, чтобы  набор фигур всегда ориентировал детей на существенные признаки объектов, т.е. подталкивал к верным обобщениям. Это обусловлено тем, что, эмпирически обобщая объекты, дети сначала опираются на внешние видимые признаки объектов, и эта особенность не всегда помогает правильно раскрыть сущность предмета и определить понятие.

 

Дошкольное образование Орловской  области. Педагогические новации: Сборник  научно-методических статей. Выпуск 4. Часть 2. «Содержание психолого-методических работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста». –  Орел:2011.


Информация о работе Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста