Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:28, автореферат

Краткое описание

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

игры по эконном. воспит..docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Формирование  основ экономической культуры у  детей  старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической  культуры у детей дошкольного  возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических  знаний, представлений, чувств и привычек поведения.

В качестве средства формирования основ  экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что  задания предлагаются детям в  игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие  игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что  позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических  знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Разработанная нами серия  обучающих игр состоит из четырех  блоков:  

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.).

II блок.«Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.).

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» (дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.).

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить», «Интернет магазин детских товаров» и др.; сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная копилка» и др.).

Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда. Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.

Четвертый блок ориентирован на закрепление  представления детей о деньгах  как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии  на величину цены, об обмене товарами и  услугами; формирование основ экономической  культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в содержание занятий и  проводились вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у  детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры

«Кафе «Вкусно  и полезно»

Цель: расширить знания детей о  потребностях человека в пище, учить  сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической  культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов  питания.

Воспитатель «приглашает» детей в  кафе. У каждого на столике лежит  меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых  вкусных и полезных продуктов, назвать  их и сравнить, какие из них можно  часто употреблять в пищу, а  какие редко и почему.

«Туристический  поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в  поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они  попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются  по всей групповой комнате, участники  команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды  проверяют друг друга и объясняют  свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о  профессиях, научить устанавливать  зависимость между результатом  трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к  людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий  людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о  составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям  труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться  на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма  денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного  бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать  товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая  техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием  магазинов, куда будет развозиться  товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты  питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить  в роли водителей-экспедиторов и  развести товар с помощью специальных  фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для  своего магазина. Выигрывает тот, кто  правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход  из экономической ситуации, формировать  основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные  экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение  дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили  свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них  одинаковая. У кого яблоки купят  быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить  свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где  Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали  выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле  яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег  будет больше: на покупку машины или билета на поезд?


Информация о работе Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста