Формирование представлений о труде взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Формирование представлений у детей о значимости труда взрослых
В «Программе воспитания и обучения в детском саду», в направлении «Социально-личностное развитие», образовательная область «Труд» – содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
1. Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей и его результатам.
2. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
3. Расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на фабриках, стройках, в сельском хозяйстве, в быту, о значении той или иной работы, о материалах, из которых сделаны предметы, о некоторых орудиях труда.
4. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание оказывать им посильную помощь.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование представлений у детей о значимости труда взрослых.docx

— 19.78 Кб (Скачать файл)

Формирование представлений  у детей о значимости труда  взрослых

В «Программе воспитания и  обучения в детском саду», в направлении  «Социально-личностное развитие», образовательная  область «Труд» – содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение  следующих задач:

  1. Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей и его результатам.
  2. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
  3. Расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на фабриках, стройках, в сельском хозяйстве, в быту, о значении той или иной работы, о материалах, из которых сделаны предметы, о некоторых орудиях труда.
  4. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание оказывать им посильную помощь.

В нашей группе эта работа ведётся с младшей группы последовательно  и систематично на примере труда  няни.

В старшей группе, на основе накопленных знаний, опыта детей  ставится задача по формированию у  детей системных представлений  о значимости труда взрослых, как  часть задач трудового воспитания. Изучая перед началом учебного года вводную часть программы, мы узнали о необходимом наглядном материале, помогающем формировать представления  о том, как выращивают хлеб, как  делают ткань, как добывают металл. Особое внимание потребовалось к  подбору иллюстративного материала  о труде взрослых, о природе. Дети откроют, что мир профессий очень велик: одни люди задумывают результат труда (архитекторы, агрономы, конструкторы, заведующие, зоотехники, модельеры и т.д.); другие отвечают за подбор материала, подвоз их в нужное время и место (инженер, шофёр, кладовщик, животновод, ткачиха, хлеборобы и т.д.); третьи отвечают за инструменты, их изготовление и ремонт техники (механики, слесари, водопроводчики, электрики, помощники повара и т.д.); четвёртые создают продукцию (швеи, повара, птичницы, доярки и т.д.); пятые организуют их продажу (продавец, экспедитор, товаровед, рабочие, транспортники и т.д.).

Люди работают на разных предприятиях ( фабрики, заводы, школы, больницы, театры, колхозы, ателье, магазины и т.д.), живут в большом городе, посёлке, селе, деревне и т.д. Родители наших воспитанников тоже представители разных профессий. С помощью родителей был составлен альбом о профессиях родителей « От задумки до результата», раскрывающий этапы работы людей разных профессий. Мы приготовили «Лесенки труда» из пяти ступенек, книги, иллюстрации, картинки о профессиях небольшого размера. Начиналась работа с закрепления знаний, полученных ранее. О материалах для труда (из чего делают?) продукты, ткани, металл, дерево, пластмасса, глина и т.д.); о инструментах: это то чем производят работу; о профессиях: кто вырастил овощи?, кто испёк хлеб?, кто молол муку?. Вопросы к детям стали усложнёнными: « Люди, каких профессий позаботились о нашем обеде?» .Эта работа проводилась ежедневно. Совершили экскурсию на кухню с целью: показать детям как делают котлеты. Нас интересовал порядок работы повара- задумывает сделать котлету из фарша, перемешивает, делит на порции (сколько детей, столько порций), придаёт им форму, потом обваливает в муке, затем берёт сковородку, наливает масло, раскладывает котлеты, жарит, переворачивает на другую сторону и обжаривает, помещает все котлеты на противень и ставит его в духовку, чтобы котлеты протомились и к обеду были тёплыми. Заранее с поваром обговариваем, что надо рассказать и показать детям. Группу детей делим на две подгруппы, чтобы каждый ребёнок всё увидел, услышал и запомнил. После экскурсии закрепляем порядок работы повара в индивидуальной работе с каждым ребёнком. Задумка повара, материал для котлет, инструменты, порядок работы (размешала, разделила, сформировала, обжарила, переворачивала, запекала). И результат – вкусные котлеты, дети съели всё. Во время приёма пищи задавались детям вопросы: Что сегодня повар приготовил? Из чего? Какими инструментами? Из группы подготовленных предметов ребёнку предлагали выбрать то, что он считает продуктами, инструментами, посудой. Вопросы: Кому скажите спасибо? Кто о вас позаботился? Кто приготовил обед? Кто ещё заботился о том, чтобы обед получился?

При знакомстве с профессией строителя, на занятиях по конструированию, детям предлагалось построить дом  по картинке. Спрашивала, о том, кто  задумал такой дом и нарисовал. Дети узнали новую профессию задумщика-архитектора. Рассматривая рисунок, считали, сколько кубиков, кирпичиков в постройке, какие ещё нужны формы для постройки. Так дети узнали, кто готовит всё необходимое для постройки – инженер. Все были инженерами, готовили к задумке материал. Затем все стали каменщиками – строили фундамент, стены. А если дом надо строить из блоков, смонтировать его, то были монтажниками. Крышу строят кровельщики, а в результате получился красивый дом, удобный, тёплый. Для чего задумал архитектор такой дом? Чтоб удобно было в нём жить. По такому плану строили разные дома, мосты, дороги. Знакомили детей с составлением чертежа плана города, рассуждали, где удобнее в городе расположить жилые дома, а где магазины, где мост, пристань для кораблей, где будет площадь, где удобно построить детский сад, а где расположить деревню. Всё рассматривается с условием, чтобы в городе всем было удобно жить, город был красивым. Так узнали порядок работы архитектора. На занятиях детям давались условия выполнения постройки, которые от занятия к занятию усложнялись. То есть дети на собственном опыте убеждались, что от условий зависит задумка, подбирается материал, готовятся инструменты, работа выполняется в определённом порядке и , если всё сделано правильно, то получается результат: устойчивая, красивая, прочная постройка. Дети по желанию строили улицы города и деревни, дома для людей и постройки для животных (чтобы им было тепло, удобно и человек мог за ними ухаживать – сарай, стайку, хлев, загон с поилками и кормушками). Постройки всегда обыгрывались. Позже, когда детей познакомили с трудом животноводов, зоотехников, ветеринаров, механиков, пастуха организовалась новая игра «Ферма».И опять знания и умения детей отрабатывались по схеме: задумка, материал, инструменты, порядок работы, результат. Каждая профессия имеет свою «лесенку труда»; и зависит от задумки первой ступеньки. «Задумка» – это командир любого труда. На занятиях по моделированию подводили детей к понятию, что один и тот же предмет может использоваться в разных ситуациях по разному: то как замысел, то как инструмент, то как материал деятельности, то как результат.

Новые, малознакомые профессии  овощеводов, полеводов так же вводились, основываясь на накопленном опыте (игровом, бытовом). Выявились задумщики, кто готовит необходимые инструменты, что является материалом , каков процесс работы каждого специалиста. Составлять схемы трудовой лесенки, выстраивались лесенки из иллюстраций тех специалистов, которые отвечают за свой этап работы.

По таким схемам знакомились  с профессиями швеи, прачки, медсестры  в больнице и т.д. Следующим этапом работы стало установление связей между  людьми разных профессий на примере  работников детского сада: один определяет замысел, другой отбирает материал, третий готовит инструменты, четвёртый  выполняет работу по порядку, а результат  труда (итог труда всех) – готовая  еда. Дети впервые узнали, что за приготовление еды отвечают так много людей. К проведению экскурсии сотрудники детского сада готовились специально, чтобы дети правильно поняли связь профессий. Так показали детям, что каждый сотрудник, выполняя свои обязанности, делает лишь часть общего дела, но без работы каждого невозможно достичь конечного результата. То есть, если выпадает из лесенки труда какой-то компонент, -результата не будет – этот закон труда детям хорошо знаком. По итогам экскурсии составили лесенку умелых людей, где каждый выполняет свою работу по порядку , а результат его работы необходим для другого. Заведующая-задумщик, отвечает за меню, кладовщик готовит продукты и передаёт их повару, помощник повара готовит к работе все инструменты, повар выполняя всё по порядку, готовит еду .Перед детьми явно встаёт вопрос, что было бы, если бы повар работал один? Да, конечно, он бы просто ничего не успел, т.к.готовить надо в детском саду на большое количество детей. Значит, от результата труда каждого работника пищеблока зависит общий результат труда – вкусная еда. Так дети знакомятся с коллективным трудом. Закрепление полученных знаний осуществлялось через беседы с воспитателями, рассказы Незнайке, составление моделей труда по картинкам и завершилось составлением общей схемы труда работников пищеблока. Одновременно родители на примере своей работы помогали детям определить место своей профессии в коллективном труде. Оформлялись дидактические игры: «Как сделали этот предмет? Кто помогает выполнять работу?». Для поддержания интереса детей читали интересные рассказы о профессиях, вносили в библиотеку группы книги о происхождении той или иной профессии, слушали стихи, пословицы и поговорки о труде. В результате проведённой работы у детей утверждаются знания о том, что все предметы их окружающие, сделаны «умелыми людьми», все они необходимы, полезны, чтобы удобно было всем. Значит нужно выполнять свою работу так , чтобы тебя назвали «умелым». Теперь на вопрос о том, кто позаботился о вкусном обеде, дети называли массу профессий от пастуха, доярки, овощевода, комбайнёра, до строителей, водопроводчиков, электриков, то есть всех, кто сделал их жизнь в детском саду удобной, что позволило съесть вкусный обед, приготовленный заботливыми руками работников пищеблока под руководством заведующей детским садом.

Дети узнали, что труд имеет  свою ценность, каждый труд оплачивается, все получат деньги. Дети тоже стали  участниками такой игры. Каждый, кто захотел получить «деньги» за свою работу должен был выполнить  все этапы восхождения по «лесенке труда», самостоятельно с отличным результатом. В группе стал работать « банк», работники которого обеспечивали «деньгами» всех участников игр. Выдавали «деньги», собирали выручку в магазинах. Так явления окружающей жизни  стали близки и понятны детям. Хорошо воспринимались детьми игры-шутки  «Ваша каша гуляла в поле?»; «Суп гулял по огороду и был такой  грязный!»; «А ваша посуда в горе пряталась!»  и т.д. В беседах на нравственные темы дети сами аргументировали, используя  свои знания, что может случиться  при отказе от труда.


Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых