Формирование студенческой группы как коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:49, реферат

Краткое описание

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как актуальную задачу.

Содержание

Введение
1.Коллектив как объект психолого-педагогического исследования.

Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива.

Понятие коллектива, структура коллектива.

2.Формирование студенческого коллектива.


2.1 Особенности развития личности студента .


2.2. Особенности формирования студенческого коллектива.

Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

564646.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Становление коллектива студенческой группы зависит от:

·        характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

·        степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

·        частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;

·        особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

·        характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

·        размера группы и времени ее существования;

·        качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».        

В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в  них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры",   "высокая успеваемость» и даже отсутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

1.     уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

2.     уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства группы;

3.     уровень  организационного единства группа;

4.     уровень удовлетворенности  членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

5.     уровень  ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;

6.     уровень всех видов групповой общественной активности;

7.     уровень  группового самосознания и потребность  в  его развитии.

Первым,   главным и наиболее   общим критерием оценки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.   

Иногда оценку исполнения коллективом  основной общественной функции сводят  к анализу успеваемости впериоды межсессионного и  сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые  вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать  о глубине  и прочности  студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   которое проявляется:      

в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отношению к существенно значимым для группы в целом объектов;      

в стремлении как можно чаще  коллективно действовать или решать разлитые вопросы,   оказывая друг   другу помощь;      

в росте принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответственности  не только за свое поведение, но и  за поведение товарищей.

Одним из значимых критериев высокого - развития группы как

коллектива является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходимыми  деловыми качествами.

Важным критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.       

Деятельность, направленная на формирование студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.

Заключение       

Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании  успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.       

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие Г.М. Андреева.- 5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2003.-344с.

2.     Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988-261с.

3.     Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности От ред. Б.И. Королев.- Киев, 1985- 51с.

4.     Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.

5.     Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов: Феникс, 1998- 534с.

 

 


Информация о работе Формирование студенческой группы как коллектива