Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:49, реферат
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Федеральная программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как актуальную задачу.
Введение
1.Коллектив как объект психолого-педагогического исследования.
Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива.
Понятие коллектива, структура коллектива.
2.Формирование студенческого коллектива.
2.1 Особенности развития личности студента .
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива.
Заключение.
Литература.
Становление коллектива студенческой группы зависит от:
· характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
· степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
· частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
· особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
· характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
· размера группы и времени ее существования;
· качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».
В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость» и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
2. уровень сплоченности
3. уровень организационно
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;
6. уровень всех видов групповой общественной активности;
7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива должна быть оценка
ее предметной деятельности: оценка выполнения
коллективом основной общественной функции
- овладение глубокими знаниями, подготовка
к будущему высококвалифицированному
труду, оценка возможности группы способствовать, полно
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости впериоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой академической группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется:
в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов;
в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать разлитые вопросы, оказывая друг другу помощь;
в росте принципиальной доброжелательной требовательн
Одним из значимых критериев высокого - развития группы как
коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелост
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Деятельность, направленная на формирование студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.
Заключение
Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие Г.М. Андреева.- 5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2003.-344с.
2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988-261с.
3. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности От ред. Б.И. Королев.- Киев, 1985- 51с.
4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.
5. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов: Феникс, 1998- 534с.
Информация о работе Формирование студенческой группы как коллектива